• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Исследовательские проекты на Школе социальных наук

В Подмосковье продолжается Школа социальных наук для старшеклассников, посвященная тематике революций (будь то революции в обществе или в науке). Школьники успели поучаствовать в занятиях в форме лекций, дискуссий и даже сеансов психотерапии. Как проходили занятия в первые два дня Школы, читайте в заметке организатора Школы студентки Милены Гуревич. Сегодняшний рассказ – о проектных семинарах.

Важным пунктом программы Школы являются проектные семинары. Цель этой части Школы – позволить участникам познакомиться с социальными науками не только в качестве потребителей существующего знания, но в качестве исследователей: для того, чтобы ребята могли попробовать изучить производство научного знания. На проектных семинарах участники учатся критически воспринимать окружающие их явления и задавать к ним исследовательские вопросы, начинают знакомство с азами методов исследований в социальных науках. Происходит это при участии научных руководителей из числа студентов факультета, самостоятельно занимающихся исследованиями в рамках обучения и работы в лабораториях и исследовательских институтах.

Так, участники под руководством студента 4 курса Ахмета Мерта («Социология») дискутируют о том, как исследовать представления о красоте в современном обществе; подопечные Владиславы Степаненко («Психология», 3 курс) пытаются понять, зачем и как психологам изучать потребительские предпочтения; уроженцы самых разных городов вместе с аналитиком столичного института «Стрелка» Ольгой Максимовой (магистерская программа «Государственое и муниципальное управление», 1 курс) погружаются в проблемные области городских исследований; заинтересовавшиеся в теме гендера в политике разрабатывают план исследования вместе с Миленой Гуревич, («Политология», 2 курс) и, наконец, группа Влада Кривощекова («Психология», 4 курс) рассматривает групповые и индивидуальные предубеждения через призму социальной психологии.

Многое на проектных семинарах оказывается для участников новым и сложным, большой объем работы выполняют и сами руководители семинаров. Школа социальных наук проходит во второй раз, второй раз же проходят и исследовательские семинары. Первый раз этот проект принес массу опыта, который организаторы использовали при длительной подготовке к семинарам, однако многое приходится рефлексировать и дорабатывать по ходу проекта, подстраиваясь под запросы участников – более подробно занимаясь какими-то темами, или, наоборот, дополняя программу семинара новыми компонентами. В первой половине дня сами организаторы часто пропускают лекции, которые хотелось бы послушать вместе с участниками, однако те задают проектным семинарам высокую планку, так что приходится тратить драгоценные утренние часы на доработку вечерних занятий.

Однако, несмотря на сложность семинаров, где участникам зачастую приходится выходить за рамки школьных понятий, они активно включаются в работу, почти круглосуточно присылая своим руководителям результаты работы на проверку или прося совета. Руководители довольны, ведь такая включенность и заинтересованность – лучшая награда за их труды, но никак не могут привыкнуть к тому, что завтрак начинается не с пожелания приятного аппетита, а с вопросов по литературе, которую участники получили накануне вечером к самостоятельному анализу.

Проектные семинары направлены не только на развитие критического мышления и исследовательских навыков, но и на развитие умения публично выступать. Логическим завершением школы станет защита проектов перед коллегами и жюри в субботу, день закрытия школы.


Никита Чичкин,
студент 4 курса образовательной программы «Социология»