• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
25 ноября 2021 – 25 февраля 2022
Подача заявок - до 16.00 25 февраля 2022 года  
26 января – 15 февраля
Дедлайн заявок: 15 февраля, 16:00 (UTC+08:00) 
3 февраля, 18:15
3 февраля в 18:15, онлайн 
Глава в книге
Революционные события в Мали (1960–2021 гг.)

Коротаев А. В., Лиокумович Я. Б., Хохлова А. А.

В кн.: Системный мониторинг глобальных и региональных рисков. Т. 12: Революционные процессы в афразийской макрозоне нестабильности и их глобальный контекст. Издательство "Учитель", 2021. Гл. 12. С. 329-370.

Препринт
Political, Environmental And Social Determinants Of Pro-Environmental Behaviour In Russia

Sautkina E., Agissova F., Ivanova A. et al.

Basic research program. WP BRP. National Research University Higher School of Economics, 2021. No. 130.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/10
75 бюджетных мест
50 платных мест
10 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
40/50/15
40 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
80/50/15
80 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
115/50/5
115 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
45/10/2
45 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
16/5/2
16 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
40/15/5
40 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
30/5/3
30 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведется на русском или английском языках
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
7/5/15
7 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
15/5/15
15 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
32/5/2
32 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
120/3
120 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
180/3
180 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
60/3
60 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Социология публичной сферы и цифровая аналитика

2 года
Очная форма обучения
35/5/2
35 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
20/5/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся полностью на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/10/2
30 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
60/5/2
60 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
RUS
Обучение ведётся полностью на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS+ENG
Обучение ведется на русском и частично на английском языке

Кто финансирует благотворителей

Ежегодно в Европе и США благотворительные фонды расходуют на социальные нужды по 54 млрд долларов. Но откуда берутся деньги у самих фондов?

Кто финансирует благотворителей

АВТОР ИССЛЕДОВАНИЯ:

Наталья Иванова, старший научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ.
 

Существование некоммерческого сектора, прежде всего, за счет пожертвований — не более чем миф. Значительная часть бюджетов организаций-филантропов формируется благодаря государственной поддержке, отметила Наталья Иванова в исследовании «Зарубежный опыт влияния государства на благотворительную деятельность и вопросы его применимости в России».

«Некоммерческие» бюджеты

В США пожертвования совершает почти 96% населения. Жители Великобритании ежегодно тратят на эти цели 11,5 млрд евро (почти половина индивидуальных пожертвований во всех европейских странах).

Однако как в США, так и в Европе частные «вклады» — далеко не главные винтики в механизме финансирования НКО (некоммерческих организаций). На них приходится лишь 8% бюджета организаций, остальное составляют доходы от предоставления услуг (52%) и средства господдержки (40%).

Помощь государства влияет на НКО по-разному. В одних случаях стимулирует, в других — демотивирует. Все зависит от ее форм, поясняет автор исследования, выделяя несколько наиболее распространенных:

  • налоговые льготы;
  • государственные лотереи;
  • отчисление части подоходного налога в пользу благотворительных организаций;
  • государственное софинансирование пожертвований;
  • создание благотворительных фондов за счет средств от приватизации;
  • партнерство государства и благотворительных фондов.

Льготы для филантропов

Популярная форма налоговых льгот — налоговый вычет, размеры которого в разных странах существенно отличаются. Например, в США это не более 50% суммы дохода для граждан и до 10% налогооблагаемой базы — для компаний. В Германии соответственно — до 20% и до 0,4%.

В Канаде благотворительные организации не облагаются налогом на доход, при этом наложен запрет на их участие в политике и занятие коммерцией.

В Великобритании хорошо зарекомендовали себя национальные программы Gift Aid и Payroll Giving. Cогласно первой, благотворительным организациям и любительским спортклубам правительство гарантирует дополнительно 25 пенсов на каждый фунт стерлингов получаемых ими пожертвований. По программе Payroll Giving сумма пожертвования работника в пользу выбранной им организации перечисляется работодателем. Перевод денег происходит до налогообложения зарплаты. Таким образом, дареная сумма фактически освобождается от налога.

От лотерей до партнерства

Существенные деньги для НКО в ряде стран (Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Германия) дают государственные лотереи. В Нидерландах шесть лотерей отчисляют благотворительным организациям около 500 млн евро. В Великобритании 40% доходов от национальной лотереи поступают в специально созданный госфонд, который распределяет их в форме грантов.

В Германии, Италии, Испании, Швеции, Швейцарии, Польше законодательно закреплено добровольное отчисление гражданами части подоходного налога в пользу благотворительных организаций. Обычно это небольшой процент: в Польше — 1%, в Италии, Испании — 0,5%.

В США, Канаде, Сингапуре, Гонконге, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии, Норвегии, Финляндии действуют программы государственного софинансирования частных пожертвований вузам. Размер софинансирования зависит, например, от опыта университета в сфере фандрайзинга (привлечения денежных средств). Так, в Великобритании вузы с небольшим опытом могли получить от государства не более 200 тысяч фунтов, опытные — до 2,75 млн фунтов. Всего по британской программе софинансирования для 135 учебных заведений удалось привлечь около 580 млн фунтов стерлингов от частных лиц и 143 млн — от государства.

В 21 стране мира работают свыше 500 благотворительных фондов, созданных за счет средств от приватизации. В последние годы также развивается партнерство фондов и государства. В США первый в стране офис для разработки партнерских проектов был создан 13 лет назад при администрации губернатора штата Мичиган. В 2010 году аналогичные структуры появились уже в восемнадцати штатах.

Что замедляет господдержку в России

В России большинство принятых в мире форм господдержки благотворительных организаций не распространены. Развитие, считает исследователь, сдерживают экономические проблемы, недостаток профессионализма НКО, неразвитость инфраструктуры некоммерческого сектора. Не хватает и усилий государства по формированию культуры благотворительности (привлечение внимания общества, мотивирование граждан, внедрение механизмов, упрощающих процесс пожертвований и т.п.).

В начале 2016 года, по подсчетам Росстата, в стране было зарегистрировано около 11 тысяч благотворительных организаций. 85% из них (9350 единиц) — благотворительные фонды. Это очень немного, особенно на фоне зарубежной статистики. Для сравнения в Европе фондов более 130 тысяч, в США — примерно 100 тысяч.

Государственная поддержка НКО началась в РФ в 2006 году, когда на их финансирование федеральный центр выделил почти 500 млн рублей. С тех пор сумма ежегодно увеличивалась. Однако, по данным Всероссийского мониторинга состояния гражданского общества НИУ ВШЭ (2015 год), из федеральной казны финансируются лишь 11% НКО, из региональных и муниципальных бюджетов — по 18%. Значительная часть организаций получают деньги в виде частных пожертвований от физических лиц (38%) и организаций (23%).

См. также:

Государство и НКО активизируют партнерство

НКО в Восточной Европе не стали серьезной силой

Зачем волонтеры помогают людям

Темные лошадки на государственном корму