Wi-fi в метро меняет стиль жизни горожан
За относительно недолгое время существования wi-fi в метро появились разные сценарии его использования. Это, например, «цифровое убежище», «цифровые задворки» и «цифровое планирование». Вырабатывать индивидуальные стратегии нахождения в сети горожан вынуждают особенности поездок, а также прерывистость соединения, которая пока характерна для wi-fi в метро.
Небезупречное качество интернет-связи — один из факторов, который при этом препятствует превращению метро в «подземный офис». Посетить социальные сети, ответить на личные письма, почитать новости — жители мегаполиса предпочитают использовать подземный wi-fi для дел, не требующих серьезной ответственности и терпящих недостатки дорожного интернета. Результаты исследования Оксаны Запорожец представлены в статье «Subway and Digital Porosity of the City». («Метро и цифровая пористость города»)
От интернет-воздержания до интернет-расписания
Исследование было проведено в течение 2015–2016 годов и включало в себя 30 интервью, длительные наблюдения в московском и петербургском метро, совместные поездки, а также анализ тематических публикаций, сайтов и групп в социальных сетях. Цифровая пористость — с помощью этого термина автор исследования описывает цифровую неоднородность (разный уровень доступности интернета) современного города.
Результаты исследования подтверждают, что время, когда метро было своего рода библиотечным залом с классическими бумажными или более современными — электронными — книгами, еще не закончилось. Не все пассажиры метро «сидят» в интернете. Да и находиться непрерывно онлайн в течение поездки пока невозможно. В первую очередь в силу прерывистости wi-fi-связи.
Поэтому горожане, давно привыкшие к беспроблемному интернет-соединению, в ряде случаев отказываются от подземного wi-fi, предпочитая не сражаться с техническими ограничениями. Свою лепту в отказ от пользования wi-fi вносят реальные или мнимые угрозы безопасности. Пользователи подземного wi-fi сегодня гораздо больше боятся кибер-воров, чем карманников. Временному интернет-воздержанию дополнительно способствуют особенности поездки в метро: плохой свет, отсутствие свободных мест и стремление спрятать экран своего девайса от любопытных соседей. Такой сценарий поездки в подземке Оксана Запорожец назвала «цифровое убежище».
Это, как отмечает автор, в какой-то степени реакция на наступление цифровых технологий, заполняющих собой рабочее и домашнее пространство. В метро от интернета можно отдохнуть и заняться тем, на что в наземной жизни не хватает времени: поспать, расслабиться, закрыв глаза, или, наоборот, посмотреть на других людей. «Парадоксальным образом наполненное людьми пространство становится одним из мест уединения в городе в любое время, кроме часа пик», — говорится в исследовании. Однако идея «цифрового убежища» возникает на первых этапах интернетизации метро. Потом пассажирам все сложнее объяснять себе необходимость перерыва. Многие горожане начинают изобретать приемлемые для себя сценарии нахождения в сети во время поездок, к числу которых относятся «цифровые задворки» и «цифровое планирование».
Сценарий «цифровые задворки» заключается в том, что пассажиры переносят в подземку наименее важные действия: чтение писем, просмотр соцсетей и новостей. Это занятия, которые дают право на ошибки, вроде случайного лайка в соцсетях из-за резкого движения поезда или неотправленного по причине прерванной связи сообщения.
Третий сценарий — «цифровое планирование» — предполагает быстроту реакций пассажира и оттачивание им навыков «ухватывания» связи. В этом случае от пользователя требуется понимание, где и как в метро возможно подключиться к сети. «Я подгадываю так, что вот я написала письмо, сижу, жду, когда появится остановка, чтобы это письмо отправить», — говорит 36-летняя жительница Санкт-Петербурга, преподаватель. Сегодня, как отметила Оксана Запорожец, «цифровое планирование» больше характерно именно для петербургской подземки. Для нее гораздо актуальнее проблемы с разрывами связи по сравнению с московским метро.
В целом цифровую пористость метрополитена пассажиры воспринимают одновременно и как благо — возможность выйти за пределы цифрового пространства, отдохнуть от него, и как досадную помеху, требующую дополнительного внимания и усилий, которых большинству людей хотелось бы избежать.
Wi-fi-изация спасает подземку от «музеификации»
Несмотря на то что цифровые технологии давно и прочно вошли в жизнь современного человека, подземный wi-fi остается новшеством, к которому не все успели привыкнуть. Особенно это касается людей старшего возраста.
Установка wi-fi в московском метро завершилась к концу 2014 года. В отличие от многих метрополитенов мира, wi-fi в московском метро доступен во время движения поездов. В Санкт-Петербурге wi-fi-сети были запущены в тестовом режиме в 2013–2014 годах на 38 станциях. Также, как и в Москве, wi-fi-зация метро рассматривалась здесь как важный знак модернизации городского пространства. Однако если для северной столицы метро никогда не было символом города или важной городской достопримечательностью, то для Москвы метро имеет особое значение. «Новые времена грозили превратить московское метро в рядовой городской музей с открытым доступом и неограниченным числом посещений», — заметила исследователь. Появление беспроводного интернета, по ее мнению, вернуло столичному метро былую славу продвинутой технологической системы.
Тем не менее пока непрерывность интернет-связи в метро достигается за счет маневров самих горожан, а не технологического совершенства. И это касается не только метро, но и всего современного городского пространства.
См. также:
Новые районы Москвы не должны быть спальными
Транспортная доступность существенно увеличивает стоимость жилья
Процветание зависит от облика города
Запорожец Оксана Николаевна