«Чему учит политиков политическая история?»: лекция для школьников
20 ноября состоялось очередное занятие Лектория для школьников, действующего при факультете социальных наук ВШЭ для школьников. С лекцией на тему «Чему учит политиков политическая история?» перед будущими абитуриентами выступил Игорь Борисович Орлов, доктор исторических наук, профессор департамента политической науки. Своими впечатлениями о лекции делится постоянный участник лектория Борис Белявский, поступивший в этом году на наш факультет.
В пятницу после пар мы с друзьями отправились в корпус на Шаболовке, чтобы посетить одно из моих любимых мероприятий – лекторий для школьников факультета социальных наук. И хотя оно предназначено вроде бы для другой аудитории – ребят 9-11 классов – группа первокурсников уже названного факультета вечными абитуриентами заняла первый ряд лекционного зала.
Причина этого очень простая – материал, преподносимый на лекциях, не теряет своей актуальности ни до поступления, ни после. Лекторий устроен таким образом, что каждое занятие освещает одну из исследуемых на факультете тем, формируя базовое представление о предмете, некоторый скелет понимания проблемного вопроса. Благодаря этому слушатели получают представление о том, в каких направлениях развиваются исследования, получают ориентиры, с помощью которых они могут найти литературу по обсуждаемой теме. Кроме того, на лекциях учат замечать те предрассудки и стереотипы, которые грубо искажают наши представления о том или ином предмете.
Школьникам это чрезвычайно полезно не только потому, что обсуждаемое на лекциях в школе вряд ли расскажут, но и потому, что углубленное понимание социально-политических, исторических, психологических проблем дает выгодное при участии в олимпиадах и творческих заданий в ЕГЭ. Студентам же такие лекции интересны, поскольку позволяют познакомиться с проблемами, которые не затрагиваются их образовательной программой.
На последней лекции профессор Игорь Борисович Орлов расширил наши представления об исторической науке и политической истории. Какие философско-исторические вопросы волнуют ученых; какие вопросы остаются нерешенными, несмотря на горы монографий, им посвященных; что такое «уроки истории»; что такое «историческая память» и как она формируется; какую роль играют интересы власть имущих в любую эпоху; какие трудности создает историкам идеологический контроль со стороны государства.
Материал был настолько интересным, что лекционная, монологическая часть встречи быстро уступила место вопросам аудитории, которых с каждым ответом становилось только больше. Даже исчерпывающие объяснения только раздразнивали любопытство и будили в памяти старые недодуманные мысли. Жаль, что время, отведенное на лекцию, было ограничено. Многие из вопросов, возникших у присутствующих, так и остались незаданными.
Впрочем, это можно считать и положительным итогом. Ведь у слушателей появились новые стимулы изучить специальную литературу – чтобы разобраться в новом для себя материале, понять идеи преподавателя… А также еще один стимул поступать в НИУ ВШЭ – чтобы продолжать открывать новые горизонты знаний, которые приоткрылись на лекции.
Видеозапись лекции
Борис Белявский,
студент 1 курса факультета социальных наук