Мистика маркетинга или Зачем бизнесу социологи?
«В представлении большинства социолог — это человек, раздающий всем какие-то анкеты и бумажки», — такими словами замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин начал прошедший третьего апреля лекторий для абитуриентов и школьников. Однако дальнейший ход лекции планомерно и настойчиво доказывал присутствующим, что анкета — это далеко не единственное занятие ученого, исследующего общество.
Многим своим друзьям я наполовину всерьез предлагаю пойти учиться вместе со мной на факультет социальных наук, но почти каждый из них отвечает похожими отговорками: «Я прирожденный политик», «Я не настолько проникся социальными науками».
За день до лектория один приятель сказал: «В России эта область деятельности слишком слабо развита, а уезжать я не хочу». Сам он планирует поступать на экономический факультет и заниматься анализом рынков. Жаль, что его не было на том лектории, потому что после него приятель и социальными науками бы проникся, и понял, что сфера социальных исследований составляет в нашей стране куда более важную область, чем многие из нас привыкли думать.
Занятие было посвящено очень интересной и важной в современном мире теме, о которой мы часто упоминаем в повседневной жизни. И темой этой было как раз исследование рынков.
Большинство людей у нас в стране считают, что им занимается исключительно экономическая наука, и роль социологии в этом процессе остается для обывателя в тени. Во многом такое отношение обусловлено тем, что мы плохо представляем себе, чем в действительности занимается эта наука, зная только об анкетах и утренних звонках на домашний телефон. Но в тот день участникам лектория удалось «пощупать» одну из областей социального исследования и посмотреть на нее «изнутри».
Я внезапно осознал комичность ситуации: люди, желающие заниматься социальными исследованиями, маркетингом, сплошь и рядом идут на факультеты, готовящие их к другой профессии — просто потому, что плохо себе представляют характер будущей работы. А потом жалуются, что вузы не дают необходимых для работы знаний.
Преподаватель Вышки Марк Александрович Шафир поведал нам, что с того времени, когда анализом рынков занимались одни экономисты, жизнь ушла далеко вперед. В наши дни определение таких ключевых для предпринимательства параметров, как возможности рынка, состав и предпочтения потребителей, конкуренция в отрасли, оптимизация продукта, ценовые исследования и некоторые другие зависит именно от работы социолога. По мере того, как лектор демонстрировал очередной этап исследования, рассказывал о применяемых методах, трудностях и возможностях, становилось понятно, что маркетинг – это практически полностью дело социолога, потому что все параметры требовали не столько математических и экономических знаний (хотя и без них никуда), сколько владения методами социального анализа, умения грамотно выявлять и интерпретировать настроения потребителей.
Вспомнив приятеля, который обирается поступать на экономический факультет, я внезапно осознал комичность ситуации: люди, желающие заниматься социальными исследованиями, маркетингом, сплошь и рядом идут на факультеты, готовящие их к другой профессии — просто потому, что плохо себе представляют характер будущей работы. А потом жалуются, что вузы не дают необходимых для работы знаний.
В ходе занятия также отпал вопрос об актуальности и развитости социальных наук в России. Марк Шафир является не только преподавателем Вышки, но и основателем компании, ведущей маркетинговые исследования. Рассказ об анализе рынков он подкреплял примерами из работы собственной компании, и слушающим трудно было не обратить внимание на то, что за данными таких исследований обращается большое число самых разных компаний – от транснациональных концернов и международных банков до региональных производителей окон. Даже на уровне одной области производители в современных условиях не могут обойтись без точных и достоверных научных данных. Капиталам и бизнесу такая работа социологов необходима, а значит, она не может не быть востребована.
Раньше маркетинг представлялся мне чем-то очень таинственным. Пересмотрев несколько интернет-курсов, прочитав с десяток статей, я все равно плохо понимал, что же все-таки он из себя представляет. А после лекции пришло осознание, что вот из тех конкретных операций маркетинг и состоит. Марк Александрович разбил магию работы аналитика на совокупность если не простых, то понятных операций. Теперь маркетинговые исследования перестали пугать своей мистикой, и я почувствовал силу их покорить.
Развенчиванию ареола непознаваемости сильно способствовало обилие фактических примеров. Нам повезло, что компании-заказчики Марка Шафира не запрещают ему демонстрировать результаты исследований студентам и школьникам. Потому что когда каждый теоретический вывод иллюстрируется практическим шагом (воплощенным в таблицах, графиках и презентациях), не возникает вопросов и недопониманий. Думаю, все присутствовавшие согласятся со мной в этом.
Словом, примеры, озвученные на лекции, убедительно показали важность использования социологических методов для решения практических задач, в частности, коммерческих. Преподаватели напомнили нам, что социология занимает куда более важное место в нашей жизни, чем мы привыкли считать, и постарались сделать ее для нас более понятной, близкой, знакомой, рассмотрев в общих чертах основные этапы социальных исследований рынка.
Кирилл Валентинович Сорвин сказал, что в маркетинговые исследования уходят примерно 45-50 процентов выпускников, изучающих социологию. Теперь мы лучше себе представляем, чем они занимаются. Это очень интересная область. Но также хотелось бы прикоснуться к тому, чем занимается другая половина выпускников. Какие насущные вопросы они решают. Надеюсь, нам всем еще представится возможность узнать это.
Борис Белявский, 11 класс,
гимназия Одинцовского гуманитарного университета
(Московская область)
Борис Белявский
Ученик 11 класса