• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
Заявки принимаются до 1 февраля 2021 (UTC-12) 
14 апреля 2021 – 18 апреля 2021
Proposal Deadline — November 16 
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 119955.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/25
60 бюджетных мест
50 платных мест
25 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
63/50/15
63 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
100/70/5
100 бюджетных мест
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
34/10/2
34 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10
35 бюджетных мест
10 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
27/10/5
27 бюджетных мест
10 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/12
10 бюджетных мест
5 платных мест
12 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
21/5/1
21 бюджетное место
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/25
20 бюджетных мест
5 платных мест
25 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
50/5
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
70/5
70 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
20/5
20 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 мест за счет средств ВШЭ
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/1
20 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
30/5
30 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/8
15 бюджетных мест
5 платных мест
8 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
19/5
19 бюджетных мест
5 платных мест
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
25/15/2
25 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5
40 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

Мистика маркетинга или Зачем бизнесу социологи?

3 апреля на факультете социальных наук прошло очередное мероприятие Лектория для школьников. Выпускник и преподаватель ВШЭ Марк Шафир, основатель исследовательской компании «Радар», провел мастер-класс на тему «Маркетинговые исследования: что они дают бизнесу и какова в них роль социолога?». Своими впечатлениями о занятии делится одинцовский школьник Борис Белявский.

Мистика маркетинга или Зачем бизнесу социологи?

«В представлении большинства социолог — это человек, раздающий всем какие-то анкеты и бумажки», — такими словами замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин начал прошедший третьего апреля лекторий для абитуриентов и школьников. Однако дальнейший ход лекции планомерно и настойчиво доказывал присутствующим, что анкета — это далеко не единственное занятие ученого, исследующего общество.

Многим своим друзьям я наполовину всерьез предлагаю пойти учиться вместе со мной на факультет социальных наук, но почти каждый из них отвечает похожими отговорками: «Я прирожденный политик», «Я не настолько проникся социальными науками».  

За день до лектория один приятель сказал: «В России эта область деятельности слишком слабо развита, а уезжать я не хочу». Сам он планирует поступать на экономический факультет и заниматься анализом рынков. Жаль, что его не было на том лектории, потому что после него приятель и социальными науками бы проникся, и понял, что сфера социальных исследований составляет в нашей стране куда более важную область, чем многие из нас привыкли думать.

Занятие было посвящено очень интересной и важной в современном мире теме, о которой мы часто упоминаем в повседневной жизни. И темой этой было как раз исследование рынков.

Большинство людей у нас в стране считают, что им занимается исключительно экономическая наука, и роль социологии в этом процессе остается для обывателя в тени. Во многом такое отношение обусловлено тем, что мы плохо представляем себе, чем в действительности занимается эта наука, зная только об анкетах и утренних звонках на домашний телефон. Но в тот день участникам лектория удалось «пощупать» одну из областей социального исследования и посмотреть на нее «изнутри».

Я внезапно осознал комичность ситуации: люди, желающие заниматься социальными исследованиями, маркетингом, сплошь и рядом идут на факультеты, готовящие их к другой профессии — просто потому, что плохо себе представляют характер будущей работы. А потом жалуются, что вузы не дают необходимых для работы знаний.

Борис Белявский
Ученик 11 класса

Преподаватель Вышки Марк Александрович Шафир поведал нам, что с того времени, когда анализом рынков занимались одни экономисты, жизнь ушла далеко вперед. В наши дни определение таких ключевых для предпринимательства параметров, как возможности рынка, состав и предпочтения потребителей, конкуренция в отрасли, оптимизация продукта, ценовые исследования и некоторые другие зависит именно от работы социолога. По мере того, как лектор демонстрировал очередной этап исследования, рассказывал о применяемых методах, трудностях и возможностях, становилось понятно, что маркетинг – это практически полностью дело социолога, потому что все параметры требовали не столько математических и экономических знаний (хотя и без них никуда), сколько владения методами социального анализа, умения грамотно выявлять и интерпретировать настроения потребителей.

Вспомнив приятеля, который обирается поступать на экономический факультет, я внезапно осознал комичность ситуации: люди, желающие заниматься социальными исследованиями, маркетингом, сплошь и рядом идут на факультеты, готовящие их к другой профессии — просто потому, что плохо себе представляют характер будущей работы. А потом жалуются, что вузы не дают необходимых для работы знаний.

В ходе занятия также отпал вопрос об актуальности и развитости социальных наук в России. Марк Шафир является не только преподавателем Вышки, но и основателем компании, ведущей маркетинговые исследования. Рассказ об анализе рынков он подкреплял примерами из работы собственной компании, и слушающим трудно было не обратить внимание на то, что за данными таких исследований обращается большое число самых разных компаний – от транснациональных концернов и международных банков до региональных производителей окон. Даже на уровне одной области производители в современных условиях не могут обойтись без точных и достоверных научных данных. Капиталам и бизнесу такая работа социологов необходима, а значит, она не может не быть востребована.

Раньше маркетинг представлялся мне чем-то очень таинственным. Пересмотрев несколько интернет-курсов, прочитав с десяток статей, я все равно плохо понимал, что же все-таки он из себя представляет. А после лекции пришло осознание, что вот из тех конкретных операций маркетинг и состоит. Марк Александрович разбил магию работы аналитика на совокупность если не простых, то понятных операций. Теперь маркетинговые исследования перестали пугать своей мистикой, и я почувствовал силу их покорить.

Развенчиванию ареола непознаваемости сильно способствовало обилие фактических примеров. Нам повезло, что компании-заказчики Марка Шафира не запрещают ему демонстрировать результаты исследований студентам и школьникам. Потому что когда каждый теоретический вывод иллюстрируется практическим шагом (воплощенным в таблицах, графиках и презентациях), не возникает вопросов и недопониманий. Думаю, все присутствовавшие согласятся со мной в этом.

Словом, примеры, озвученные на лекции, убедительно показали важность использования социологических методов для решения практических задач, в частности, коммерческих. Преподаватели напомнили нам, что социология занимает куда более важное место в нашей жизни, чем мы привыкли считать, и постарались сделать ее для нас более понятной, близкой, знакомой, рассмотрев в общих чертах основные этапы социальных исследований рынка.

Кирилл Валентинович Сорвин сказал, что в маркетинговые исследования уходят примерно 45-50 процентов выпускников, изучающих социологию. Теперь мы лучше себе представляем, чем они занимаются. Это очень интересная область. Но также хотелось бы прикоснуться к тому, чем занимается другая половина выпускников. Какие насущные вопросы они решают. Надеюсь, нам всем еще представится возможность узнать это.

Борис Белявский, 11 класс,
гимназия Одинцовского гуманитарного университета
(Московская область)