• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, Москва, Мясницкая, 20.

Телефоны:
8 (495) 772-95-90*22428
8 (495) 772-95-90*22834
8 (495) 772-95-90*22967

E-mail: socscience@hse.ru

Руководство
Первый заместитель декана Миронюк Михаил Григорьевич
Заместитель декана по учебной работе Присяжнюк Дарья Игоревна
Заместитель декана по работе со школами и абитуриентами Сорвин Кирилл Валентинович
Заместитель декана по науке Стукал Денис Константинович
Заместитель декана по наукам о поведении Ключарев Василий Андреевич
Заместитель декана по развитию Чумакова Мария Алексеевна
Мероприятия
10 апреля – 11 апреля
11 апреля в 10.00  
10 апреля – 11 апреля
10 апреля в 10.00  
13 апреля, 15:30
April 13, 15:30-17:00 
Статья
A quantitative analysis of worldwide long-term technology growth: From 40,000 BCE to the early 22nd century

Grinin L. E., Grinin A., Korotayev A.

Technological Forecasting and Social Change. 2020. Vol. 155. P. 1-15.

Статья
Performing Resistance: Liminality, Infrapolitics, and Spatial Contestation in Contemporary Russia

Fröhlich C., Jacobsson K.

Antipode. 2019. Vol. 51. No. 4. P. 1146-1165.

Книга
Protest Publics. Toward a New Concept of Mass Civic Action

Под редакцией: N. Y. Belyaeva, D. Zaytsev, V. A. Albert.

Switzerland: Springer, 2019.

Статья
Independent storage of different features of real-world objects in long-term memory

Utochkin I. S., Brady T. F.

Journal of Experimental Psychology: General. 2020. Vol. 149. No. 3. P. 530-549.

Глава в книге
Climate Adaptation of “Smart City” by Assessing Bioclimatic Comfort for UBEM

Ilina I. N., Dunichkin I. V.

In bk.: Sustainability in Energy and Buildings. Singapore: Springer, 2020. P. 519-529.

Статья
Interaction between PFC neural networks ultra-slow fluctuations and brain oscillations

Rooy M., Novikov N., Gutkin B.

Izvestiya Vysshikh uchebnykh zavedeniy. Prikladnaya nelineynaya dinamika. 2020. Vol. 28. No. 1. P. 90-97.

Образовательные программы
Бакалаврская программа

Государственное и муниципальное управление

4 года
Очная форма обучения
75/50/5
75 бюджетных мест
50 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Политология

4 года
Очная форма обучения
60/50/20
60 бюджетных мест
50 платных мест
20 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Психология

4 года
Очная форма обучения
60/50/15
60 бюджетных мест
50 платных мест
15 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Бакалаврская программа

Социология

4 года
Очная форма обучения
95/80/5
95 бюджетных мест
80 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Государственное и муниципальное управление

2 года
Очная форма обучения
35/10/2
35 бюджетных мест
10 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Демография

2 года
Очная форма обучения
18/5/2
18 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Доказательная образовательная политика

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Доказательное развитие образования

2 года
Очная форма обучения
35/10/1
35 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Измерения в психологии и образовании

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Когнитивные науки и технологии: от нейрона к познанию

2 года
Очная форма обучения
20/10/10
20 бюджетных мест
10 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Комплексный социальный анализ

2 года
Очная форма обучения
20/5/2
20 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Консультативная психология. Персонология

2 года
Очная форма обучения
30/15/5
30 бюджетных мест
15 платных мест
5 платных мест для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Магистр прикладной и сетевой аналитики

2 года
Очная форма обучения
60/50
60 платных мест
50 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Население и развитие / Population and development

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Обучение и оценивание как наука

2 года
Очная форма обучения
32/5/3
32 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Педагогическое образование

2 года
Очная форма обучения
20/5/3
20 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Позитивная психология

2 года
Очная форма обучения
15/5/3
15 бюджетных мест
5 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Политика. Экономика. Философия

2 года
Очная форма обучения
10/5/10
10 бюджетных мест
5 платных мест
10 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Политический анализ и публичная политика / Political Analysis and Public Policy

2 года
Очная форма обучения
20/5/15
20 бюджетных мест
5 платных мест
15 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная политология

2 года
Очная форма обучения
29/5/2
29 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Прикладная социальная психология

2 года
Очная форма обучения
20/5/11
20 бюджетных мест
5 платных мест
11 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладная статистика с методами сетевого анализа

2 года
Очная форма обучения
25/5
25 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Прикладные методы социального анализа рынков

2 года
Очная форма обучения
30/5/2
30 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическая психотерапия

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психоанализ и психоаналитическое бизнес-консультирование

2 года
Очная форма обучения
80/3
80 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Психология в бизнесе

2 года
Очная форма обучения
40/3
40 платных мест
3 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Российские исследования/Russian Studies

2 года
Очная форма обучения
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Системная семейная психотерапия

2 года
Очная форма обучения
20/2
20 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Современные социальные науки в преподавании обществознания в школе

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5
20 бюджетных мест
5 платных мест
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Социология публичной и деловой сферы

2 года
Очная форма обучения
22/5/2
22 бюджетных мест
5 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Сравнительные социальные исследования / Comparative Social Research

2 года
Очная форма обучения
15/5/5
15 бюджетных мест
5 платных мест
5 платных мест для иностранцев
ENG
Обучение ведётся на английском языке
Магистерская программа

Управление в высшем образовании

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/10/1
40 бюджетных мест
10 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление в социальной сфере

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление и экономика здравоохранения

2 года
Очная форма обучения
30/15/2
30 бюджетных мест
15 платных мест
2 платных места для иностранцев
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление кадрами государственных организаций

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках
Магистерская программа

Управление образованием

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
40/5/1
40 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Цифровая трансформация образования

2,5 года
Очно-заочная форма обучения
20/5/1
20 бюджетных мест
5 платных мест
1 платное место для иностранцев
RUS
Обучение ведётся на русском языке
Магистерская программа

Экономика и управление образованием

2 года
Очная форма обучения
RUS/ENG
Обучение ведётся на русском и английском языках

«Лекторий очень сильно меняет жизнь»

27 февраля на Факультет социальных наук состоялась очередное занятие Лекторий для школьников. Перед старшеклассниками выступил известный российский политолог, ординарный профессор ВШЭ Марк Юрьевич Урнов. Своими впечатлениями о лекции делится одиннадцатиклассник из г. Одинцово Борис Белявский. 

В последнюю пятницу этой зимы я посетил очередное занятие Лектория для школьников на Факультете социальных наук. Это было уже пятое занятие, на котором мне посчастливилось побывать, и, как и предыдущие, оно принесло мне много новых открытий.

Все лекции чрезвычайно интересны. Более того, они очень сильно меняют жизнь, захватывая воображение и обостряя жажду познания, тем самым незаметно вовлекая во все более интенсивный процесс обучения. Когда я первый раз посетил лекторий, я ждал «чего-нибудь новенького», какой-либо полезной информации, которая слегка расширит мой кругозор – чего-то, что можно будет в двух словах пересказать друзьям, чтобы похвастаться, и что когда-нибудь в будущем, если повезет, пригодится мне в жизни. По сути, я ожидал от лекции того, что ожидают от ленты новостей в соцсетях. Вместо этого и на первой, и на последующих лекциях я получал базовое представление о каком-либо фундаментальном предмете социальных наук, заметно отличающееся от привычного взгляда на вещи. В результате возникал мощный мотивационный порыв: хотелось как можно скорее прочесть рекомендованную литературу, чтобы открыть для себя новые факты об известных социальных, политических и культурных явлениях.

Тема очередной лекции – «Виртуальные и реальные перспективы России» – была так или иначе волнующей для каждого гражданина нашей страны. О том, что ждет нашу родину, рассказывал известный ученый, профессор, доктор политических наук Марк Юрьевич Урнов. Его увлеченность своим предметом подкупала в первые же минуты лекции, и, ориентируясь на опыт предыдущих занятий, я ожидал, что эта увлеченность вместе с открытостью, дружелюбием и желанием донести свои мысли до слушателей снова породит во мне некий восторг, который возникал на каждом предыдущем занятии.

Но восторга так и не возникло. Дело в том, что научная, объективная правда о перспективах развития России не то, что сложна для понимания, но она совершенно не соответствует тому, о чем мы привыкли слышать по телевизору. И на первый взгляд она кажется даже страшной. Марк Юрьевич отметил, что в долгосрочной перспективе (до сорока лет) у России нет возможностей поддерживать статус великой державы. Назвав критерии, по которым государства относят к той или иной категории, – супердержавам, великим державам, региональным державам и т.д., – он озвучил проблемы России, которые не позволяют ей претендовать на статус супердержавы. И которые, как каждый из присутствующих смог убедиться на продемонстрированном лектором фактическом материале, невозможно решить даже в долгосрочной перспективе (подробнее об этом можно почитать в его статье на сайте Вышки).

Но Марк Юрьевич рассказывал нам о проблемах России не для того, чтобы напугать или расстроить. Его целью было донести простую мысль: «Не стоит заниматься погоней за призраком, которая лишь выматывает и истощает жизненные силы. Лучше заняться совершенствованием того, что имеешь, и решением тех проблем, с которыми можешь справиться». Рассказав, почему не стоит страшиться такой перспективы, Марк Юрьевич привел примеры стран, которые сталкивались с аналогичными проблемами. Дания, Швеция, Польша, Австрия, Турция – все эти страны когда-то были мощными империями, но в определенный момент утрачивали свое могущество. Причем во многих из них происходили процессы, подобные происходящим в нашей стране, но сейчас в каждой из них в целом достаточно высокий уровень жизни.

Необходимость отказаться от гонки за ушедшими в силу объективных причин вперед сверхдержавами и заняться решением насущных проблем россиян понять и принять оказалось непросто. Ведь мы с самого раннего возраста привыкли воспринимать нашу страну как мирового лидера. Но, увы, история сильнее наших желаний… Да, реальность выглядит иначе, чем я ее себе представлял, но это не значит, что от этого мы будим жить хуже. Просто по-другому. Но тем важнее продолжать узнавать эту реальность и учиться с ней взаимодействовать.

Вообще, как я уже писал, занятия лектория сильно повлияли на мою жизнь. Они каждый раз вызывали во мне волнение, восторг или азарт. Благодаря им я, буквально, открыл учебники по философии, социологии, политологии. Без них моя жизнь была бы гораздо скучнее. На последней лекции у меня появилось не только достоверное знание об очередном значимом предмете, но и переоценка ценностей, изменение взглядов на стратегию развития России.

Вполне возможно, что не все получают столько же удовольствия и пользы от посещения этих лекций, но лично мне все темы лектория оказались очень близки, поэтому я буквально влюбился в эти занятия. Однако пока я не начал ходить на Лекторий, я даже не подозревал, насколько мне близки социальные науки! Только прикоснувшись к чему-то, можно понять, насколько тебе это интересно. Поэтому, если уж вы зашли на страницу факультета социальных наук и читаете это, то обязательно посетите Лекторий! Велик шанс, что он увлечет и затянет вас!

Борис Белявский, 11 класс,
гимназия Одинцовского гуманитарного университета 
(Московская область)