• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Мистика маркетинга или Зачем бизнесу социологи?

3 апреля на факультете социальных наук прошло очередное мероприятие Лектория для школьников. Выпускник и преподаватель ВШЭ Марк Шафир, основатель исследовательской компании «Радар», провел мастер-класс на тему «Маркетинговые исследования: что они дают бизнесу и какова в них роль социолога?». Своими впечатлениями о занятии делится одинцовский школьник Борис Белявский.

Мистика маркетинга или Зачем бизнесу социологи?

«В представлении большинства социолог — это человек, раздающий всем какие-то анкеты и бумажки», — такими словами замдекана факультета социальных наук Кирилл Сорвин начал прошедший третьего апреля лекторий для абитуриентов и школьников. Однако дальнейший ход лекции планомерно и настойчиво доказывал присутствующим, что анкета — это далеко не единственное занятие ученого, исследующего общество.

Многим своим друзьям я наполовину всерьез предлагаю пойти учиться вместе со мной на факультет социальных наук, но почти каждый из них отвечает похожими отговорками: «Я прирожденный политик», «Я не настолько проникся социальными науками».  

За день до лектория один приятель сказал: «В России эта область деятельности слишком слабо развита, а уезжать я не хочу». Сам он планирует поступать на экономический факультет и заниматься анализом рынков. Жаль, что его не было на том лектории, потому что после него приятель и социальными науками бы проникся, и понял, что сфера социальных исследований составляет в нашей стране куда более важную область, чем многие из нас привыкли думать.

Занятие было посвящено очень интересной и важной в современном мире теме, о которой мы часто упоминаем в повседневной жизни. И темой этой было как раз исследование рынков.

Большинство людей у нас в стране считают, что им занимается исключительно экономическая наука, и роль социологии в этом процессе остается для обывателя в тени. Во многом такое отношение обусловлено тем, что мы плохо представляем себе, чем в действительности занимается эта наука, зная только об анкетах и утренних звонках на домашний телефон. Но в тот день участникам лектория удалось «пощупать» одну из областей социального исследования и посмотреть на нее «изнутри».

Я внезапно осознал комичность ситуации: люди, желающие заниматься социальными исследованиями, маркетингом, сплошь и рядом идут на факультеты, готовящие их к другой профессии — просто потому, что плохо себе представляют характер будущей работы. А потом жалуются, что вузы не дают необходимых для работы знаний.

Борис Белявский
Ученик 11 класса

Преподаватель Вышки Марк Александрович Шафир поведал нам, что с того времени, когда анализом рынков занимались одни экономисты, жизнь ушла далеко вперед. В наши дни определение таких ключевых для предпринимательства параметров, как возможности рынка, состав и предпочтения потребителей, конкуренция в отрасли, оптимизация продукта, ценовые исследования и некоторые другие зависит именно от работы социолога. По мере того, как лектор демонстрировал очередной этап исследования, рассказывал о применяемых методах, трудностях и возможностях, становилось понятно, что маркетинг – это практически полностью дело социолога, потому что все параметры требовали не столько математических и экономических знаний (хотя и без них никуда), сколько владения методами социального анализа, умения грамотно выявлять и интерпретировать настроения потребителей.

Вспомнив приятеля, который обирается поступать на экономический факультет, я внезапно осознал комичность ситуации: люди, желающие заниматься социальными исследованиями, маркетингом, сплошь и рядом идут на факультеты, готовящие их к другой профессии — просто потому, что плохо себе представляют характер будущей работы. А потом жалуются, что вузы не дают необходимых для работы знаний.

В ходе занятия также отпал вопрос об актуальности и развитости социальных наук в России. Марк Шафир является не только преподавателем Вышки, но и основателем компании, ведущей маркетинговые исследования. Рассказ об анализе рынков он подкреплял примерами из работы собственной компании, и слушающим трудно было не обратить внимание на то, что за данными таких исследований обращается большое число самых разных компаний – от транснациональных концернов и международных банков до региональных производителей окон. Даже на уровне одной области производители в современных условиях не могут обойтись без точных и достоверных научных данных. Капиталам и бизнесу такая работа социологов необходима, а значит, она не может не быть востребована.

Раньше маркетинг представлялся мне чем-то очень таинственным. Пересмотрев несколько интернет-курсов, прочитав с десяток статей, я все равно плохо понимал, что же все-таки он из себя представляет. А после лекции пришло осознание, что вот из тех конкретных операций маркетинг и состоит. Марк Александрович разбил магию работы аналитика на совокупность если не простых, то понятных операций. Теперь маркетинговые исследования перестали пугать своей мистикой, и я почувствовал силу их покорить.

Развенчиванию ареола непознаваемости сильно способствовало обилие фактических примеров. Нам повезло, что компании-заказчики Марка Шафира не запрещают ему демонстрировать результаты исследований студентам и школьникам. Потому что когда каждый теоретический вывод иллюстрируется практическим шагом (воплощенным в таблицах, графиках и презентациях), не возникает вопросов и недопониманий. Думаю, все присутствовавшие согласятся со мной в этом.

Словом, примеры, озвученные на лекции, убедительно показали важность использования социологических методов для решения практических задач, в частности, коммерческих. Преподаватели напомнили нам, что социология занимает куда более важное место в нашей жизни, чем мы привыкли считать, и постарались сделать ее для нас более понятной, близкой, знакомой, рассмотрев в общих чертах основные этапы социальных исследований рынка.

Кирилл Валентинович Сорвин сказал, что в маркетинговые исследования уходят примерно 45-50 процентов выпускников, изучающих социологию. Теперь мы лучше себе представляем, чем они занимаются. Это очень интересная область. Но также хотелось бы прикоснуться к тому, чем занимается другая половина выпускников. Какие насущные вопросы они решают. Надеюсь, нам всем еще представится возможность узнать это.

Борис Белявский, 11 класс,
гимназия Одинцовского гуманитарного университета
(Московская область)