Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Вопросы психологии. 2025.
В кн.: Психология бизнеса: учебник для вузов. М.: Юрайт, 2025. С. 416-491.
Ivanova M., Germanova K., Petelin D. et al.
Biorxiv. 005140. Cold Spring Harbor Laboratory, 2024
Дарья Сучилина: Когда я выбирала магистерскую программу, я точно знала, во-первых, что хочу связать свою профессию с психологией личности и консультированием, а во-вторых, что буду продолжать обучение в НИУ-ВШЭ после окончания бакалавриата.
Дарья Сучилина |
В тот момент, когда предстояло выбирать, я изучила учебный план, список преподавателей программ и сделала выбор в пользу программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности». Многие мои друзья выбрали другую программу по психологии личности, и я отделилась от своего круга общения.
Я нисколько не жалею о сделанном выборе. Я очень довольна тем, как происходит общение с преподавателями, как организован учебный процесс. Мне очень нравится, что руководству программы удается реализовать идеи о студенто-центрированном образовании, которые мне в начале первого года казались утопическими. Я чувствую себя очень безопасно и уютно в процессе обучения. Я знаю, что могу рассчитывать на поддержку преподавателей, я чувствую их искреннее внимание к себе и своим профессиональным успехам во время учебы. Всегда существует возможность обсудить свои потребности, свое недовольство какими-то особенностями учебного процесса и, наоборот, поделиться приятными впечатлениями. Для всего найдется время и место. Благодаря такой форме общения я получила возможность попрактиковаться в навыках, которые получила даже вне университета – одногруппники и преподаватели решились быть участниками группового занятия, которое организовала я. И это не говоря уже о том, что занятия в рамках учебного плана программы проводятся тоже в очень неравнодушной, личностно-ориентированной, заинтересованной атмосфере.
Единственный недостаток, который я вижу в характере обучения на программе, напрямую связан с его достоинствами. Такая мягкость и внимательность преподавателей к переживаниям и потребностям студентов приводит к недостатку дисциплины. Лично я пропустила достаточно большой процент занятий просто потому, что знала, что мне за это ничего не будет. Предметы, которые мне казались малоинтересными, так и проходили мимо меня, потому что никто жестко не требовал полной посещаемости. Меня это в целом расслабило и демобилизовало, но кому-то может показаться и преимуществом!
Если оставить тему атмосферы на магистерской программе и перейти непосредственно к преподаваемым дисциплинам, то на протяжении всего времени обучения у меня есть ощущение выраженной ориентации на практику, это меня очень радует. Даже когда консультирование и терапия на первом курсе рассматривались с теоретической точки зрения, у нас была возможность обсуждать довольно узкие и специфические темы, трудные ситуации, с которыми мы можем столкнуться в практике. В этом плане очень помогало то, что мы получаем опыт из рук в руки от практикующих терапевтов и консультантов, а не из учебников. На втором же курсе все обучение полностью превратилось в практику самоисследования, тренировку отдельных умений и навыков, заострения психологического чутья. Я чувствую большой прогресс в том, как я понимаю свою профессию. По сравнению с моментом окончания бакалавриата я сейчас, будучи на втором курсе магистратуры, стала себя чувствовать гораздо увереннее в роли консультанта и знаю, что практически любую проблему в своей практике смогу решить. Даже если не смогу сама – всегда буду знать, к кому обратиться за помощью и советом, потому что моя группа и преподавательский состав стали прочным и, как мне кажется, многообещающим профессиональным сообществом.