• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

«Хочу собрать модель личностных противоречий»


Анастасия Исаева — выпускница магистерской программы «Исследование, консультирование и психотерапия личности» факультета психологии ГУ-ВШЭ, сейчас пишет кандидатскую диссертацию в Высшей школе экономики.


Анастасия Исаева
Анастасия Исаева

— Анастасия, как складывается ваш профессиональный путь после окончания магистратуры?

— Для меня этот год был очень интенсивным, я работала делопроизводителем на кафедре организационной психологии ВШЭ, сдавала кандидатский минимум, вела семинары на четвертом курсе бакалавриата по теориям личности и психологии творческой личности в качестве ассистента преподавателей кафедры психологии личности. После нового года пришлось работать в очень уплотненном графике — мои семинары поставили через день. Я преподавала три дня в неделю, еще ходила на занятия в Институт практической психологии, где я учусь на долгосрочной российско-австрийской программе подготовки психологов-консультантов и психотерапевтов экзистенциально-аналитического направления. Предполагается, что меня возьмут на ставку преподавателя с нового учебного года. С каждым годом у нас повышаются требования к преподавателям кафедры, и естественно, очень высокие требования к новым преподавателям. Поэтому этот год был для меня испытательным сроком, но с другой стороны, это была возможность набраться опыта. Я увидела учебный процесс изнутри, участвовала в организации учебного процесса и различных научных мероприятий — это для меня действительно бесценный опыт. Сейчас мы занимаемся подготовкой конференции по психологии индивидуальности, которая пройдет 17–19 ноября на факультете психологии ВШЭ. Я считаю, что перед началом карьеры преподавателя очень важно понимать, как это все устроено, знать, как это делается, и очень благодарна Владимиру Артуровичу Штроо, нашему зам декана и зав кафедрой организационной психологии, который дал мне эту возможность.

— Вы получаете второе высшее образование в Институте практической психологии?

— Российско-австрийская программа, о которой я говорила, является программой профессиональной переподготовки. По окончании обучения выдается диплом GLE-International и диплом государственного образца ГУ-ВШЭ о профессиональной переподготовке. Еще на втором курсе меня впечатлили лекции руководителя этой программы, австрийского профессора Альфрида Лэнгле, после них я решила, что точно пойду туда учиться. Я поступила на программу на четвертом курсе бакалавриата, сейчас я закончила третий год обучения, остался еще год учебы на психолога-консультанта, и два года буду учиться на психотерапевта. Кстати, с прошлого года на факультете открылась магистерская программа «Персонология и экзистенциальная психотерапия», которая в два года «упаковывает» то, что мы в Институте практической психологии изучаем четыре года. Между прочим, персонология — инновационное направление в психологии. То есть получается, что две части магистерской программы интегрированы таким образом, что на выходе мы имеем нечто целостное третье, и такой программы вообще больше нет нигде. Здесь студенты, получая сильную теоретическую подготовку, тут же учатся применять теорию на практике консультирования и в своих исследованиях. Теория не может существовать сама по себе, а практика бессмысленна без фундаментального знания, обучение консультированию происходит в постоянном обращении к теории.

— А почему вы пошли учиться именно на магистерскую программу «Исследование, консультирование и психотерапия личности»?

— Эта история началась давно, с эссе по книге Сергея Леонидовича Рубинштейна на первом курсе. Я открыла его работу «Человек и мир», и поняла, что держу в руках что-то очень значимое для меня, я будто нашла то, что давно искала — очень четко помню этот момент. Преподаватель, прочитав мое эссе, порекомендовал мне в качестве научного руководителя Елену Борисовну Старовойтенко. Работая над курсовыми под руководством Елены Борисовны, я постепенно начала понимать, что мне нравится заниматься исследованиями, своей выпускной бакалаврской работой я занималась уже взахлеб. Так что я достаточно рано наметила свое исследовательское направление, и моя специализация по кафедре психологии личности началась еще на первых курсах и логически продолжилась в магистратуре на программе «Исследование, консультирование и психотерапия личности».

— А  какие исследования вы проводите, чем занимаетесь сейчас?

— Сейчас я учусь в аспирантуре на кафедре психологии личности, продолжаю исследовать тему, которую начала разрабатывать еще в магистратуре. В целом, все мои курсовые, выпускные работы посвящены исследованию жизненных отношений личности. На данный момент я занимаюсь исследованием феномена личностных противоречий, пишу диссертацию, и в этом очень помогает задел, сформированный в магистратуре.

— Занимаясь уже не первый год личностными противоречиями, что вы можете сказать об этом психологическом феномене?

— Во-первых, мы обращаем внимание на свои противоречия, только когда они негативны и уже стали проблемой. И в психологии противоречия традиционно рассматриваются в основном только как негативный феномен жизни, но любые процессы нашей жизни —построение близких отношений, поиски себя в профессиональной сфере, творческая самореализация, освоение новых пространств жизни, процессы познания и переживания жизни — все это осуществляется через непрерывное возникновение и разрешение противоречий, движимо ими. Кроме того, противоречит всегда то, что индивидуально значимо, то есть противоречия уходят своими корнями в тайну индивидуальной жизни. Если посмотреть на проблему противоречий с этой стороны, то можно увидеть ее потенциал для исследований личности, для психотерапии и индивидуального коучинга. А во-вторых, единой теории противоречий на данный момент нет — теоретическое знание о них рассеяно по всей психологии и философии, а различные направления психотерапии акцентируются на каких-то конкретных, специфичных противоречиях. Я хочу собрать интегральную модель личностных противоречий, которая будет представлять ценность как для теории персонологии и дальнейших исследований, так и будет применима в практике психологического консультирования и психотерапии — поможет моделировать зрелое отношение клиента к проблемам своей жизни.

— Что значит «зрелое отношение»?

— Зрелое отношение начинается с чувствительности к коллизиям собственной жизни, прежде всего, с бесстрашного позволения своим проблемам быть, не играя с ними в прятки, и только потом уже их рационального решения. Это и видение своих проблемных точек, экспликация противоречий своей жизни как потенциала для своего роста и развития и прокладывание путей их разрешения. И обладание чувствительностью к этическим противоречиям, и обхождение с ними по совести — мы ведь живем в мире других людей и этика одна из главных составляющих человеческой жизни. Даже чувство юмора, как одна из важных составляющих зрелости, — это особая чувствительность к нетривиальным оппозициям жизни, которые могут быть смешными. Ну и высший пилотаж — это осознанное создание и потенцирование противоречий для какого-то серьезного жизненного прорыва, и доведение их до продуктивного разрешения.

— Какие курсы вашей магистерской программы вы считаете наиболее интересными и запоминающимися?

— Думаю, могу так сказать как минимум о двух дисциплинах. Это курс «Модели личностного роста» Владимира Борисовича Шумского, который не просто был насыщен интересными практиками, он научил видеть практическое зерно в любой теории и превращать его в конкретную технику. И мощный семинар по методологии исследования личности Елены Борисовны Старовойтенко. Это что-то уникальное, по моему мнению. То, что можно получить там, нельзя больше получить нигде, ее семинар — это живая психология, это авторская разработка, это постоянное упражнение интеллекта. На этот семинар приходили ребята и из бакалавриата, и даже аспиранты, чтобы обсудить свое исследования (кстати, обсуждение студенческих проектов — это одна из форм работы на семинаре). А кто-то не из группы приходил просто послушать, чтобы получить этот мощный заряд внутреннего исследовательского драйва. Семинар сквозной, идет через всю магистратуру, и позволяет грамотно выстроить свое исследование. В магистратуре не нужно забывать о том, что одна из целей обучения — это стать исследователем, это не только практика, но и академическая деятельность. И для того, чтобы апгрейд произошел, нужно упорно работать, учиться. Часто обучение очень тяжелое, возникает много барьеров на пути, которые надо преодолевать, но оно того стоит.

— Каким вы видите свое будущее через пять-десять лет?

— Я хочу быть преподавателем, это желание возникло еще на третьем курсе, когда я работала тренером в Школе личностного роста Центра психологического консультирования Вышки. Это была Школа, открытая для всех студентов, аспирантов, не только психологов, я участвовала в разработке и вела различные тренинги и рефлексивные практики под руководством Елены Николаевны Пестовой. В начале третьего курса прочитала свою первую лекцию о психологическом времени личности, я ее читала часа два, получился полу-семинар, было много вопросов, обсуждений, тогда и почувствовала, что хочу не только исследовать, но и преподавать. В этом году, когда первый раз меня пустили в аудиторию, на первых семинарах был невероятный драйв, после удачного семинара хотелось летать. Потом произошел спад, драйв прошел, началась работа, я начала видеть свои ошибки, и я поняла, что это тяжелейший труд. Пришлось несколько раз хорошо подумать, готова ли я к такому труду, прежде чем окончательно решить, что это мое. Но я готова учиться дальше, постоянно совершенствоваться для того, чтобы этим заниматься. Лет через пять-шесть я надеюсь, стать доцентом кафедры психологии личности, буду преподавать и вести исследования. Наверное, буду заниматься и консультированием, но не как основной деятельностью, а как неким хобби, если будет хватать времени и сил.

Людмила Мезенцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ