Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Алексеев А. В., Бессчетнова Е. В., Богачев М. И. и др.
М.: ООО "Ваш формат", 2024.
Eremenko J. A., Martinez-Saito M., Naumova K. et al.
Food Quality and Preference. 2024.
Leontiev D., Osin E.
In bk.: Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, vol 2.. Vol. 2. Cham: Springer, 2024. P. 229-240.
Tsigeman-Gorenko E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.
00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024
Полина Клюева |
— Полина, почему вы решили получить еще один магистерский диплом в CША?
— Наверное, потому что люблю учиться в разных школах. Диплом бакалавра я получила в Уральском государственном университете, Вышка стала моим вторым университетом, а третья alma mater — Нью-Йоркский университет. А, если серьезно, то мои однокурсники и я были первыми выпускниками магистратуры «Психология в бизнесе» ГУ-ВШЭ. Программа была новая, как говорится — «не обкатанная». С одной стороны, это прибавляло энтузиазма: мы — первопроходцы, а с другой стороны, хотелось узнать, что представляет собой устоявшаяся программа в области организационной психологии.
Я всегда хотела поучиться за границей, поэтому, когда услышала, что американская программа Фулбрайта проводит конкурс на обучение в магистратуре, решила принять в нем участие. Успешно прошла конкурс, получила стипендию, и меня приняли в Нью-Йоркский университет.
Организационная психология в США — хорошо развитая наука. Специалисты в этой области очень востребованы как в исследовательских институтах, так и в бизнесе. А в России многие до сих пор путают ее с психотерапией и даже психиатрией. Часто даже руководители бизнес-организаций не воспринимают психологическое образование всерьез и полагают, что выпускникам психфака — прямая дорога в отдел управления персоналом. Меня же всегда интересовало управленческое консультирование, поэтому я думаю, что западный диплом будет хорошим стартом в моей карьере и поможет убедить потенциальных работодателей в ценности психологического образования.
— Какую роль в принятии такого решения сыграло обучение в магистратуре ВШЭ?
— Очень важную. Переезд в Москву из Екатеринбурга для обучения в Вышке был значительным шагом для меня. Я поняла, что мне нравится мобильность. Более того, я стала увереннее, убедилась в том, что могу ставить достаточно амбициозные цели и достигать их.
Но, пожалуй, самую важную роль в принятии этого решения сыграли, сами того не зная, мои однокурсники из Вышки. У нас на курсе было очень много целеустремленных и умных студентов. Многие из них начали профессиональную карьеру в студенческие годы. Это мотивировало меня, хотелось быть на уровне.
Мой научный руководитель, профессор кафедры теории организаций ВШЭ Наталья Иванова, тоже очень поддержала меня в плане получения международного опыта.
— Можете ли вы сказать о себе: я — профессионал?
— Да, конечно, особенно сейчас. В течение года после окончания Вышки я работала в консалтинговой компании, но никак не могла определиться — чем я на самом деле хочу заниматься и как себя позиционировать. Сейчас, после того, как я прошла обучение в США, поработала в нескольких компаниях, я хорошо представляю, в чем мои преимущества и недостатки. Я думаю, что это и есть профессионализм — знать, в чем ты разбираешься хорошо, а над чем еще нужно работать.
— Что вы посоветовали бы добавить в программу магистратуры Вышки?
— Мне кажется, во время обучения в магистратуре нам было неясно, на что нас нацеливает программа — на исследовательскую работу или профессиональную карьеру. У нас было много теоретических курсов, которые необходимы для будущих исследователей, но, на мой взгляд, не хватало прикладных курсов. Я думаю, что в идеале программа должна предоставлять выбор студентам и давать возможность варьировать курсы в зависимости от предполагаемой карьеры.
— Многие студенты в России рано начинают работать. Как вы думаете, что лучше — подольше учиться или побыстрее начать профессиональную карьеру?
— Я начала работать в конце первого курса магистратуры. Это была позиция консультанта по вопросам управления персоналом в международной консалтинговой компании. Работа занимала очень много времени, и было трудно после работы идти на занятия в университет. Если бы я стояла перед выбором — работа или учеба, я бы, конечно, выбрала учебу. К счастью, мне не пришлось принимать такого решения, хотя, признаюсь, была ситуация, когда я пропустила несколько утренних субботних занятий. Я считаю, что, если студент может успешно совмещать обучение с работой — прекрасно. Если нет, то лучше сфокусироваться на обучении. Всему — свое время, и карьера никуда не денется. По сравнению с нашими сверстниками в США мы слишком рано начинаем заниматься карьерой. Там многие учатся в магистратуре и в 25–27 лет только-только начинают стажировки в компаниях, делая акцент на качественном образовании. Это — норма, и никто не считает их неудачниками. В России ощущается социальное давление в плане ранней профессиональной ориентации. Это не всегда приносит хорошие результаты.
— Каким вы видите свое будущее, скажем, через пять лет? Чем вы будете заниматься? Где жить?
— У меня очень много разных планов. Надеюсь, что буду продолжать заниматься консалтингом и вести крупные проекты. В то же время я хотела бы совмещать профессиональную карьеру с академической. Хочу получить научную степень в области организационного поведения, проводить исследования и преподавать в бизнес-школах. Меня привлекает международная карьера и мобильность, поэтому я поеду туда, где буду видеть интересные возможности и перспективы. Где это будет — в России или в какой-нибудь другой стране, — сейчас сказать сложно.
— Что бы вы посоветовали будущим выпускникам Вышки?
— Не загонять себя в «коробку». Когда учишься в университете, кажется, что перед тобой десятки разных возможностей. Позднее, когда определяешься с первым местом работы, какие-то возможности закрываются. Твое развитие и твою жизнь во многом начинает определять твоя организация. Мне кажется, что это — очень опасный момент, когда легко поплыть по течению и передать ответственность за свою карьеру своему работодателю. Я бы посоветовала продолжать активно открывать и развивать свои способности в новых сферах, не обязательно связанных с местом работы.
Кто знает, может быть, играя роль посредственного и несчастного бухгалтера, вы закрываете перед собой возможность стать выдающимся и счастливым флористом?
Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ