• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Слишком рано начинаем заниматься карьерой


Полина Клюева, выпускница магистерской программы ГУ-ВШЭ «Психология в бизнесе» 2007 года, стала стипендиатом программы Фулбрайта и продолжает обучение в США. Почему она решила получить еще один магистерский диплом? Какие планы строит на будущее? Что она советует выпускникам Вышки?

Полина Клюева
Полина Клюева 

— Полина, почему вы решили получить еще один магистерский диплом в CША?

— Наверное, потому что люблю учиться в разных школах. Диплом бакалавра я получила в Уральском государственном университете, Вышка стала моим вторым университетом, а третья alma mater — Нью-Йоркский университет. А, если серьезно, то мои однокурсники и я были первыми выпускниками магистратуры «Психология в бизнесе» ГУ-ВШЭ. Программа была новая, как говорится — «не обкатанная». С одной стороны, это прибавляло энтузиазма: мы — первопроходцы, а с другой стороны, хотелось узнать, что представляет собой устоявшаяся программа в области организационной психологии.

Я всегда хотела поучиться за границей, поэтому, когда услышала, что американская программа Фулбрайта проводит конкурс на обучение в магистратуре, решила принять в нем участие. Успешно прошла конкурс, получила стипендию, и меня приняли в Нью-Йоркский университет.

Организационная психология в США — хорошо развитая наука. Специалисты в этой области очень востребованы как в исследовательских институтах, так и в бизнесе. А в России многие до сих пор путают ее с психотерапией и даже психиатрией. Часто даже руководители бизнес-организаций не воспринимают психологическое образование всерьез и полагают, что выпускникам психфака — прямая дорога в отдел управления персоналом. Меня же всегда интересовало управленческое консультирование, поэтому я думаю, что западный диплом будет хорошим стартом в моей карьере и поможет убедить потенциальных работодателей в ценности психологического образования.

— Какую роль в принятии такого решения сыграло обучение в магистратуре ВШЭ?

— Очень важную. Переезд в Москву из Екатеринбурга для обучения в Вышке был значительным шагом для меня. Я поняла, что мне нравится мобильность. Более того, я стала увереннее, убедилась в том, что могу ставить достаточно амбициозные цели и достигать их.

Но, пожалуй, самую важную роль в принятии этого решения сыграли, сами того не зная, мои однокурсники из Вышки. У нас на курсе было очень много целеустремленных и умных студентов. Многие из них начали профессиональную карьеру в студенческие годы. Это мотивировало меня, хотелось быть на уровне.

Мой научный руководитель, профессор кафедры теории организаций ВШЭ Наталья Иванова, тоже очень поддержала меня в плане получения международного опыта.

— Можете ли вы сказать о себе: я — профессионал?

— Да, конечно, особенно сейчас. В течение года после окончания Вышки я работала в консалтинговой компании, но никак не могла определиться — чем я на самом деле хочу заниматься и как себя позиционировать. Сейчас, после того, как я прошла обучение в США, поработала в нескольких компаниях, я хорошо представляю, в чем мои преимущества и недостатки. Я думаю, что это и есть профессионализм — знать, в чем ты разбираешься хорошо, а над чем еще нужно работать.

— Что вы посоветовали бы добавить в программу магистратуры Вышки?

— Мне кажется, во время обучения в магистратуре нам было неясно, на что нас нацеливает программа — на исследовательскую работу или профессиональную карьеру. У нас было много теоретических курсов, которые необходимы для будущих исследователей, но, на мой взгляд, не хватало прикладных курсов. Я думаю, что в идеале программа должна предоставлять выбор студентам и давать возможность варьировать курсы в зависимости от предполагаемой карьеры.

— Многие студенты в России рано начинают работать. Как вы думаете, что лучше — подольше учиться или побыстрее начать профессиональную карьеру?

 — Я начала работать в конце первого курса магистратуры. Это была позиция консультанта по вопросам управления персоналом в международной консалтинговой компании. Работа занимала очень много времени, и было трудно после работы идти на занятия в университет. Если бы я стояла перед выбором — работа или учеба, я бы, конечно, выбрала учебу. К счастью, мне не пришлось принимать такого решения, хотя, признаюсь, была ситуация, когда я пропустила несколько утренних субботних занятий. Я считаю, что, если студент может успешно совмещать обучение с работой — прекрасно. Если нет, то лучше сфокусироваться на обучении. Всему — свое время, и карьера никуда не денется. По сравнению с нашими сверстниками в США мы слишком рано начинаем заниматься карьерой. Там многие учатся в магистратуре и в 25–27 лет только-только начинают стажировки в компаниях, делая акцент на качественном образовании. Это — норма, и никто не считает их неудачниками. В России ощущается социальное давление в плане ранней профессиональной ориентации. Это не всегда приносит хорошие результаты.

— Каким вы видите свое будущее, скажем, через пять лет? Чем вы будете заниматься? Где жить?

— У меня очень много разных планов. Надеюсь, что буду продолжать заниматься консалтингом и вести крупные проекты. В то же время я хотела бы совмещать профессиональную карьеру с академической. Хочу получить научную степень в области организационного поведения, проводить исследования и преподавать в бизнес-школах. Меня привлекает международная карьера и мобильность, поэтому я поеду туда, где буду видеть интересные возможности и перспективы. Где это будет — в России или в какой-нибудь другой стране, — сейчас сказать сложно.

— Что бы вы посоветовали будущим выпускникам Вышки?

— Не загонять себя в «коробку». Когда учишься в университете, кажется, что перед тобой десятки разных возможностей. Позднее, когда определяешься с первым местом работы, какие-то возможности закрываются. Твое развитие и твою жизнь во многом начинает определять твоя организация. Мне кажется, что это — очень опасный момент, когда легко поплыть по течению и передать ответственность за свою карьеру своему работодателю. Я бы посоветовала продолжать активно открывать и развивать свои способности в новых сферах, не обязательно связанных с местом работы.

Кто знает, может быть, играя роль посредственного и несчастного бухгалтера, вы закрываете перед собой возможность стать выдающимся и счастливым флористом?

Валентина Грузинцева, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ