Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Алексеев А. В., Бессчетнова Е. В., Богачев М. И. и др.
М.: ООО "Ваш формат", 2024.
Шарепина Е. А., Ломанова А. К.
ИНТЕРакция. ИНТЕРвью. ИНТЕРпретация. 2024. Т. 16. № 3. С. 87-109.
Leontiev D., Osin E.
In bk.: Logotherapy and Existential Analysis: Proceedings of the Viktor Frankl Institute Vienna, vol 2.. Vol. 2. Cham: Springer, 2024. P. 229-240.
Tsigeman-Gorenko E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.
00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024
Ольга Ковалева в 2008 году закончила магистратуру факультета психологии ГУ-ВШЭ. Сегодня она работает личным помощником крупного бизнесмена и планирует открыть свое дело.
Ольга Ковалева |
— Как получилось, что ты поступила именно в Высшую школу экономики?
— В 2002 году я закончила муниципальную гимназию №2 в Красногорске. Наша школа сотрудничала с несколькими университетами, в том числе с Государственным университетом — Высшей школой экономики: мы приезжали на день открытых дверей и имели право сдавать экзамены до основного потока. Надо сказать, что поступала я сразу в несколько вузов: в Финансовую академию, в Академию им. Плеханова, в ГУ-ВШЭ, в МИГАиК и Пищевой (т.к. гимназия сотрудничала с этими вузами). В результате я поступила во все, но выбрала все же ГУ-ВШЭ.
Еще когда в девятом классе я приехала с мамой на День открытых дверей, первая фраза, которую я сказала, зайдя в главное здание на Мясницкой: "Я хочу учиться именно здесь!". Но потом меня стали запугивать, что в Вышку сложно поступить без дорогостоящих репетиторов, я отложила мечту "в долгий ящик" и стала готовиться и в другие вузы. И уже после одиннадцатого класса сдавала экзамены в ГУ-ВШЭ просто за компанию с друзьями — и так получилось, что они не прошли конкурс, а я поступила!
— А как выбрала специальность психолога?
— Еще класса с 7—8 меня интересовала психология. Кроме того, мне было интересно, каким образом сочетаются экономика и психология, ведь ГУ-ВШЭ — вуз экономический. Я выбрала специализацию "Организационная психология" в бакалавриате и магистерскую программу "Психология в бизнесе" В результате сочетание оказалось весьма интересным и, считаю, многое мне дало. Ожидания отличались от реальности отчасти потому, что мы были первым годом, и на нас производилась некая "обкатка" программы. Сегодняшние студенты, наверное, получают более гармоничное и рационально составленное высшее образование. С другой стороны, наш поток был небольшой, камерный, а значит, был и индивидуальный подход, и доверительные отношения с преподавателями.
— Что дало обучение в Вышке в целом и чего не хватало?
— Я каждый раз убеждаюсь, что все-таки практические навыки можно получить только в процессе реальной работы. Хотя все деловые и бизнес-тренинги оказались крайне полезны, но, на мой взгляд, в процессе обучения не хватало практической отработки полученных знаний и навыков, многие важные для практики дисциплины (например, "коучинг руководителей") давались просто как факультативы.
Но пригодились и полученные знания. Даже если я не имею подробного представления о той или иной области, я знаю, где при необходимости могу найти нужную мне информацию. Вообще обучение в ГУ-ВШЭ привило определенную культуру общения, теперь у меня есть множество друзей, на которых я могу в жизни положиться.
Я очень благодарна своему факультету за то, что в процессе обучения развила в себе навыки публичного выступления. Дело в том, что в школе для меня на протяжении многих лет было некоторой проблемой выйти с каким-то докладом и выступать перед аудиторией — сказывался то ли математический склад ума, то ли в школе просто не уделяли должного внимания и времени развитию ораторских навыков. Во время обучения в ГУ-ВШЭ постоянно приходилось делать презентации, готовить и защищать проекты, и сейчас я отношусь к публичности достаточно спокойно. Это очень помогает мне в работе: за годы обучения появились общительность и коммуникабельность.
— А что касается работы?
— Работать я стала, уже учась в магистратуре, когда занятия начинались с шести и появилась возможность совмещать. Устроилась не совсем по специальности — менеджером: сначала операционным, потом коммерческим. Причем работа пришлась по душе, и за короткий срок меня повысили в должности три раза. А в конце второго курса я ушла на свою нынешнюю работу — личного помощника, бизнес-консультанта крупного бизнесмена. У меня широкий круг обязанностей, ненормированный график, но очень интересная работа. Босс ведет несколько бизнесов, и у меня есть возможность получить опыт ведения бизнеса, как говорится, из первых рук, наработать связи не только в бизнес-структурах, но и в правительстве. Сейчас работу я совмещаю с учебой в аспирантуре Вышки.
— И какие дальнейшие карьерные планы?
— Дальнейшие карьерные планы, можно сказать, глобальные. Я собираюсь набраться опыта на нынешнем месте работы, а потом начинать что-нибудь свое, работая уже на себя. Речь идет скорее об открытии собственного бизнеса, чем о работе в компании.
— С работой и учебой в аспирантуре у тебя остается время и силы на какие-то увлечения?
— Я поняла, что чем меньше времени, тем его более рационально используешь. Зимой мои увлечения — сноуборд, коньки, встречи с друзьями, я обожаю дружеские посиделки. Люблю путешествовать. После работы и учебы мы собираемся с друзьями, куда-нибудь идем, по выходным выбираемся за город, на экскурсии по российским городам. Например, в последний раз были в Звенигороде. А еще благодаря моей работе и наработанным связям я достаточно часто посещаю всевозможные светские рауты в различных посольствах. Что тоже очень интересно.
— Советовала бы ты поступать в Вышку на факультет психологии и почему?
— Сейчас читают значительно больше практических и интересных дисциплин, программа более устоявшаяся. Но наш первый курс был очень сильным, и я думаю, что нас будет сложно обойти.
— А что бы ты посоветовала тем, кто сегодня учится на твоем факультете в ГУ-ВШЭ?
— Любить свое дело и свою науку, вырабатывать определенную пытливость ума, чтобы не просто безынициативно получать преподаваемые знания, а понимать, что тебе нужно, и брать это самому. Больше читать самостоятельно, задавать вопросы преподавателям, ездить на конференции, посещать семинары. У нашего факультета большой потенциал: хороший преподавательский состав, постоянное участие в международных программах, приглашение зарубежных мэтров. Ведь от самого человека зависит, взять ли то, что ему дают, или же, скажем так, прохлопать ушами. Лично я рада, что мне посчастливилось учиться в таком замечательном университете.
Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ