• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович

Ориентируясь на реальность

Михаил Коваленко окончил факультет психологии ГУ-ВШЭ с дипломом бакалавра в 2007-м году. Сейчас он работает в компании "Газпром-медиа" и параллельно ведет проекты в собственной телевизионной продакшн-компании.

Михаил Коваленко Михаил Коваленко

— Почему был сделан именно такой выбор специальности и вуза?

— Ситуация с поступлением парадоксальная: я к тому моменту даже не знал о существовании такого вуза, как ГУ-ВШЭ, и уже поступил в РГГУ на специальность "реклама и PR". И вот, проходя с другом мимо здания Вышки, заинтересовался и зашел — и остался на четыре года. Взял брошюрки, посмотрел факультеты — понравилась психология. Хотя представление о структуре курсов и факультета в целом было "сквозь розовые очки" — изначально глаз прицепился к дисциплине "психология, реклама и PR " и выдал желаемое за действительное. Потом я приехал домой, зашел на сайт, понял, что ГУ-ВШЭ — серьезный вуз, получил оценки экспертов, что вуз отличный, хорошо котируется. И так я остался в Вышке.

— Что же ожидало во время обучения в действительности?

— Что касается разницы между ожиданиями при поступлении и реальностью обучения — любой абитуриент, по моему мнению, достаточно туманно представляет себе структуру образования в целом. Мало кто знает, что на первых нескольких курсах преподаются обязательные дисциплины, которые должны преподавать в государственных вузах. Соответственно, есть ожидания, что доминировать будут те предметы, которые нравятся. На первом курсе, как и всем, кто заинтересован в учебе, учиться было увлекательно. Причем я поступил на платное отделение и уже на первом курсе перевелся на бесплатное. Разумеется, очень благодарен моему декану за активное содействие в этом. А по итогам первого курса занял 4-е место в рейтинге. Некоторые дисциплины, такие как "Общая психология", "Социальные коммуникации", вызывали у меня искренний энтузиазм, а такие предметы, как "Высшая математика" или "Анатомия", были менее интересны. На втором-третьем курсе я стал учиться спокойнее: посещал предметы выборочно, в основном ходил на семинары, поскольку мне легче обучаться и проходить материал лекций самостоятельно. Наверное, отчасти я подводил декана, который считал меня достаточно перспективным студентом, но предметы всегда сдавал на "хорошо" или "отлично", правда, по социологии была единственная "удовлетворительная" оценка за весь период обучения, да и то из-за того, что мнение классиков социологии, например Маркса и Вебера, вызывало у меня несогласие. Четвертый курс сдал опять без единой "семерки", насколько я помню, только на "отлично", просто с годами выработалась привычка к постоянным сессиям, сформировался некий иммунитет к экзаменам и проявилась находчивость. Приходилось совершенствовать свою память, навыки скорочтения, быстрого понимания сути текста, самопрезентации на экзамене — если учишься психологии, работать над собой ты можешь. Тем самым Вышка помогла научиться схватывать суть, анализировать, сопоставлять разные факты и получать целостную картину.

— Что нравится в Вышке больше всего и меньше всего?

— В Вышке больше всего нравится сам формат, это пять сессий в год, и я для себя его называю антикризисным самоменеджментом. То есть ты можешь посещать предметы выборочно, но при этом удачно сдавать сессии. Это полезно, эти навыки очень помогают в трудоустройстве, работе, адаптации в самых разных ситуациях.

Не нравится, например, что не было как таковой физкультуры, я сам ходил играть в волейбол. Не нравилось еще то, что во время моего обучения не было четкой структуры факультета, мы попадали подо все метаморфозы и тестовые режимы, потому что факультет психологии достаточно молодой. Но думаю, что сейчас появилась хорошая, проработанная стратегия обучения, фиксированная программа и четкое понимание того, какие специалисты выпускаются. Потому что после моего выпуска было ощущение, что выпускаются либо HR-ы, либо психологи, работающие в русле психологии личности, психотерапии. Мне же хотелось больше информации, где в мире используется психология: были, например, такие шикарные предметы, как "социальные коммуникации" или "психология карьерного роста". Не хватало большего углубления в психологию менеджмента, психологию бизнеса — такие предметы есть уже в магистратуре, но мне кажется, что они нужны и бакалаврам.

В то же время у меня было четкое понимание того, что нужно, и я брал то, что мне нравится и что будет полезно.

— Как вообще строилась ваша карьера — какие можно выделить, скажем так, основные этапы?

— Работать я начал еще с первого курса, совмещая работу и учебу. С 17-ти лет я работал и продавал мороженое, чего не стыжусь, потом включил бизнес-жилку и начал продавать воду и соки: покупал по оптовой цене и продавал дороже. Потом работал в "Российской ассоциации брендинга", был помощником менеджера по общим вопросам, трудился буквально несколько месяцев, чтобы набраться опыта работы в компании, был проект и гибкий график, много времени занимала учеба. После чего пошел работать в рекламное агентство, начинал как сейлс-менеджер, продавал спонсорство на музыкальных фестивалях по джазу, lounge джазу. Потом меня перевели в координаторы, и я начал заниматься организационными вопросами при подготовке и проведении фестивалей: в обязанности входила логистика, ведение спонсора, кейтеринг и многое другое. Потом мы с моим другом, телевизионным комментатором-ведущим, открыли фирму по телевизионному продакшну: производство, съемка программ и сюжетов и их дальнейшее размещение на спутниковых каналах — и удачно завершили несколько проектов. А этим летом, в июле, я прошел три собеседования и устроился в "Газпром-медиа". И вот я уже 8 месяцев работаю в "ГПМ": сначала моя должность называлась "менеджер отдела развития бизнеса и маркетинга", сейчас у меня другая должность: менеджер по спецпроектам. Параллельно я остаюсь исполнительным директором в нашей медиа-фирме — не отнимая времени у основной работы, веду проекты и там. Тайм-менеджмент, который был в Вышке, помогает все координировать.

— Можно ли сказать, что в вашей работе есть драйв?

— Драйв есть, потому что я веду крупные проекты для разных клиентов, в этих проектах необходимо подключать креативность, общаться с огромным количеством каналов. Ты планируешь, разрабатываешь концепцию, делаешь итоговый продукт, да и его дальнейшая продажа, если она успешна, приносит огромное удовольствие.

— А какие дальнейшие карьерные планы?

— Сейчас кризис, так что работа меня более чем устраивает, если будут перспективы дальнейшего роста и карьерные возможности, которые зависят только от навыков и эффективной работы, то, конечно же, хотелось бы дальше развиваться в компании "Газпром-медиа". Если же перспективы будут туманны, то, я полагаю, рано или поздно приду к тому, чтобы открывать следующий, более крупный бизнес. После чего итоговая точка — открытие серьезного бизнес-проекта и его ведение.

— А при такой богатой карьерной истории как помогли диплом, навыки и знания, полученные в Вышке?

— Диплом скорее просто нужен как формальность, при трудоустройстве именно в "ГПМ" опыту работы и личным характеристикам придавали больше значения, чем диплому. А вот что касается навыков, то, безусловно, Вышка спровоцировала развитие памяти, тех управленческих, аналитических навыков, которые у меня появились и которые я стараюсь развивать и дальше. Знание психологии помогает в общении с каналами и коллегами, в продажах. В целом знания не остались в том виде, в каком давались на семинарах и лекциях, а скорее трансформировались в навыки, схемы.

— Какие цели вы сейчас ставите перед собой в жизни?

— Не могу сказать, что я рационалист и прагматик, но интерпретирую многие вещи на свой лад, больше ориентируясь на реальность. На данный момент моя цель — дальнейшее развитие. С точки зрения карьеры сейчас я получаю двоякий опыт. С одной стороны, в проектах вне "Газпром-медиа", а с другой — в этой компании. Разумеется, основная моя занятость и время расходуется в "ГПМ", потому ни в коем случае не стоит что-либо совмещать, если одно мешает другому, так что вторая моя занятость — это скорее хобби и дополнительный ресурс навыков и денег. "Газпром-медиа" — структурированная, со своей этикой и стратегией компания, которая учит организованности, работе в команде. В совокупности, я надеюсь, эти направления дадут хороший эффект в области профессионализма. Потому что если будет наработан профессионализм, то и при наличии каких-то "белых пятен" в дальнейшем их возможно будет заполнить с помощью второго высшего, получения МБА за границей.

— Чем вы увлекаетесь помимо работы? Как проводите вечера и выходные?

— Я не загоняю себя в клетку: работа — час в кафе — по домам, я стараюсь рушить подобные рамки. Пусть не высплюсь, но буду жить активной жизнью, распоряжаться своим свободным временем. После рабочего дня пересекаюсь с друзьями, мы ездим, играем в боулинг, в бильярд, выбираемся в клубы и так далее — много-много разных идей. В выходные чаще всего мы можем собраться и поехать за 200 километров с палатками отдохнуть в лесу, можем снять дом отдыха. В праздники или отпускные дни выбираемся заграницу. Вот этой зимой ездили на две недели в Египет, был отличный отдых, который зарядил на много месяцев вперед. В общем, сложно перечислить все аспекты, но могу сказать, что очень ценю то свободное время, которое у меня есть, организуя его наиболее интересно и не банально. Потому что когда отдых проходит активно, эффективно и весело, я чувствую себя отдохнувшим и готовым к новым свершениям.

— Чего бы вы могли пожелать тем, кто только поступил в Вышку на ваш факультет?

— Абитуриентам я бы посоветовал не раздумывать при выборе факультета, потому что психология — это уникальные знания и навыки, которые в дальнейшем являются отличным фундаментом в любой сфере деятельности. И дело не в патриотизме, а в здравом взвешивании плюсов и минусов. ГУ-ВШЭ дает бесценный опыт, который помогает уже с юношества уметь себя самоорганизовывать, чему способствует модульная система. Также с точки зрения набора профессоров здесь очень хороший состав, преподаватели очень профессиональны. Напутствия по поводу усердия дать не могу, поскольку сам фактически посредством наработки каких-то навыков и нестандартного подхода к разным вопросам обошел эту систему, но, по большому счету, могу сказать, что расслабиться и ничего не делать здесь не удастся — вылетишь, и никто церемониться не будет. Кроме того, могу посоветовать совмещать работу с учебой курса со второго-третьего — выпускник с опытом работы намного более востребован на рынке труда.

— А какое напутствие дали бы выпускникам?

— Сейчас сложный год, на рынке труда большие проблемы, и молодые специалисты котируются очень плохо. Не из-за недостатка образования и знаний — дело в опыте. Испытательные сроки, недобросовестные работодатели, увольняющие после испытательного срока, — очень много "подводных камней". Мне кажется, легче всего будет тем, кому удавалось совмещать учебу с работой. С другой стороны, по большей части кризис — в головах у людей, и при приеме на работу не нужно бояться, нужно быть уверенным в себе и прокручивать в голове мысль, что для одних кризис — это уныние и время убытков, а для других — возможность для отличного старта.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото из архива Михаила Коваленко