• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

Руководство
Заместитель руководителя Прусова Ирина Сергеевна
Заместитель руководителя Березнер Тимофей Александрович
Глава в книге
Мнения решателей о причинах правильных и ошибочных ответов в задачах на нетранзитивность превосходства

Поддьяков А. Н.

В кн.: Международная конференция «Математика в созвездии наук». К юбилею ректора МГУ академика Виктора Антоновича Садовничего. Тезисы докладов. М.: Издательство Московского университета, 2024. С. 679-681.

Препринт
Difficulty overdose? Inconclusive effect of the disfluent font on reading in second language

Tsigeman E., Likhanov M., Kalinnikova L. et al.

00. 00. PsyArXiv Preprints, 2024

Ориентируясь на реальность

Михаил Коваленко окончил факультет психологии ГУ-ВШЭ с дипломом бакалавра в 2007-м году. Сейчас он работает в компании "Газпром-медиа" и параллельно ведет проекты в собственной телевизионной продакшн-компании.

Михаил Коваленко Михаил Коваленко

— Почему был сделан именно такой выбор специальности и вуза?

— Ситуация с поступлением парадоксальная: я к тому моменту даже не знал о существовании такого вуза, как ГУ-ВШЭ, и уже поступил в РГГУ на специальность "реклама и PR". И вот, проходя с другом мимо здания Вышки, заинтересовался и зашел — и остался на четыре года. Взял брошюрки, посмотрел факультеты — понравилась психология. Хотя представление о структуре курсов и факультета в целом было "сквозь розовые очки" — изначально глаз прицепился к дисциплине "психология, реклама и PR " и выдал желаемое за действительное. Потом я приехал домой, зашел на сайт, понял, что ГУ-ВШЭ — серьезный вуз, получил оценки экспертов, что вуз отличный, хорошо котируется. И так я остался в Вышке.

— Что же ожидало во время обучения в действительности?

— Что касается разницы между ожиданиями при поступлении и реальностью обучения — любой абитуриент, по моему мнению, достаточно туманно представляет себе структуру образования в целом. Мало кто знает, что на первых нескольких курсах преподаются обязательные дисциплины, которые должны преподавать в государственных вузах. Соответственно, есть ожидания, что доминировать будут те предметы, которые нравятся. На первом курсе, как и всем, кто заинтересован в учебе, учиться было увлекательно. Причем я поступил на платное отделение и уже на первом курсе перевелся на бесплатное. Разумеется, очень благодарен моему декану за активное содействие в этом. А по итогам первого курса занял 4-е место в рейтинге. Некоторые дисциплины, такие как "Общая психология", "Социальные коммуникации", вызывали у меня искренний энтузиазм, а такие предметы, как "Высшая математика" или "Анатомия", были менее интересны. На втором-третьем курсе я стал учиться спокойнее: посещал предметы выборочно, в основном ходил на семинары, поскольку мне легче обучаться и проходить материал лекций самостоятельно. Наверное, отчасти я подводил декана, который считал меня достаточно перспективным студентом, но предметы всегда сдавал на "хорошо" или "отлично", правда, по социологии была единственная "удовлетворительная" оценка за весь период обучения, да и то из-за того, что мнение классиков социологии, например Маркса и Вебера, вызывало у меня несогласие. Четвертый курс сдал опять без единой "семерки", насколько я помню, только на "отлично", просто с годами выработалась привычка к постоянным сессиям, сформировался некий иммунитет к экзаменам и проявилась находчивость. Приходилось совершенствовать свою память, навыки скорочтения, быстрого понимания сути текста, самопрезентации на экзамене — если учишься психологии, работать над собой ты можешь. Тем самым Вышка помогла научиться схватывать суть, анализировать, сопоставлять разные факты и получать целостную картину.

— Что нравится в Вышке больше всего и меньше всего?

— В Вышке больше всего нравится сам формат, это пять сессий в год, и я для себя его называю антикризисным самоменеджментом. То есть ты можешь посещать предметы выборочно, но при этом удачно сдавать сессии. Это полезно, эти навыки очень помогают в трудоустройстве, работе, адаптации в самых разных ситуациях.

Не нравится, например, что не было как таковой физкультуры, я сам ходил играть в волейбол. Не нравилось еще то, что во время моего обучения не было четкой структуры факультета, мы попадали подо все метаморфозы и тестовые режимы, потому что факультет психологии достаточно молодой. Но думаю, что сейчас появилась хорошая, проработанная стратегия обучения, фиксированная программа и четкое понимание того, какие специалисты выпускаются. Потому что после моего выпуска было ощущение, что выпускаются либо HR-ы, либо психологи, работающие в русле психологии личности, психотерапии. Мне же хотелось больше информации, где в мире используется психология: были, например, такие шикарные предметы, как "социальные коммуникации" или "психология карьерного роста". Не хватало большего углубления в психологию менеджмента, психологию бизнеса — такие предметы есть уже в магистратуре, но мне кажется, что они нужны и бакалаврам.

В то же время у меня было четкое понимание того, что нужно, и я брал то, что мне нравится и что будет полезно.

— Как вообще строилась ваша карьера — какие можно выделить, скажем так, основные этапы?

— Работать я начал еще с первого курса, совмещая работу и учебу. С 17-ти лет я работал и продавал мороженое, чего не стыжусь, потом включил бизнес-жилку и начал продавать воду и соки: покупал по оптовой цене и продавал дороже. Потом работал в "Российской ассоциации брендинга", был помощником менеджера по общим вопросам, трудился буквально несколько месяцев, чтобы набраться опыта работы в компании, был проект и гибкий график, много времени занимала учеба. После чего пошел работать в рекламное агентство, начинал как сейлс-менеджер, продавал спонсорство на музыкальных фестивалях по джазу, lounge джазу. Потом меня перевели в координаторы, и я начал заниматься организационными вопросами при подготовке и проведении фестивалей: в обязанности входила логистика, ведение спонсора, кейтеринг и многое другое. Потом мы с моим другом, телевизионным комментатором-ведущим, открыли фирму по телевизионному продакшну: производство, съемка программ и сюжетов и их дальнейшее размещение на спутниковых каналах — и удачно завершили несколько проектов. А этим летом, в июле, я прошел три собеседования и устроился в "Газпром-медиа". И вот я уже 8 месяцев работаю в "ГПМ": сначала моя должность называлась "менеджер отдела развития бизнеса и маркетинга", сейчас у меня другая должность: менеджер по спецпроектам. Параллельно я остаюсь исполнительным директором в нашей медиа-фирме — не отнимая времени у основной работы, веду проекты и там. Тайм-менеджмент, который был в Вышке, помогает все координировать.

— Можно ли сказать, что в вашей работе есть драйв?

— Драйв есть, потому что я веду крупные проекты для разных клиентов, в этих проектах необходимо подключать креативность, общаться с огромным количеством каналов. Ты планируешь, разрабатываешь концепцию, делаешь итоговый продукт, да и его дальнейшая продажа, если она успешна, приносит огромное удовольствие.

— А какие дальнейшие карьерные планы?

— Сейчас кризис, так что работа меня более чем устраивает, если будут перспективы дальнейшего роста и карьерные возможности, которые зависят только от навыков и эффективной работы, то, конечно же, хотелось бы дальше развиваться в компании "Газпром-медиа". Если же перспективы будут туманны, то, я полагаю, рано или поздно приду к тому, чтобы открывать следующий, более крупный бизнес. После чего итоговая точка — открытие серьезного бизнес-проекта и его ведение.

— А при такой богатой карьерной истории как помогли диплом, навыки и знания, полученные в Вышке?

— Диплом скорее просто нужен как формальность, при трудоустройстве именно в "ГПМ" опыту работы и личным характеристикам придавали больше значения, чем диплому. А вот что касается навыков, то, безусловно, Вышка спровоцировала развитие памяти, тех управленческих, аналитических навыков, которые у меня появились и которые я стараюсь развивать и дальше. Знание психологии помогает в общении с каналами и коллегами, в продажах. В целом знания не остались в том виде, в каком давались на семинарах и лекциях, а скорее трансформировались в навыки, схемы.

— Какие цели вы сейчас ставите перед собой в жизни?

— Не могу сказать, что я рационалист и прагматик, но интерпретирую многие вещи на свой лад, больше ориентируясь на реальность. На данный момент моя цель — дальнейшее развитие. С точки зрения карьеры сейчас я получаю двоякий опыт. С одной стороны, в проектах вне "Газпром-медиа", а с другой — в этой компании. Разумеется, основная моя занятость и время расходуется в "ГПМ", потому ни в коем случае не стоит что-либо совмещать, если одно мешает другому, так что вторая моя занятость — это скорее хобби и дополнительный ресурс навыков и денег. "Газпром-медиа" — структурированная, со своей этикой и стратегией компания, которая учит организованности, работе в команде. В совокупности, я надеюсь, эти направления дадут хороший эффект в области профессионализма. Потому что если будет наработан профессионализм, то и при наличии каких-то "белых пятен" в дальнейшем их возможно будет заполнить с помощью второго высшего, получения МБА за границей.

— Чем вы увлекаетесь помимо работы? Как проводите вечера и выходные?

— Я не загоняю себя в клетку: работа — час в кафе — по домам, я стараюсь рушить подобные рамки. Пусть не высплюсь, но буду жить активной жизнью, распоряжаться своим свободным временем. После рабочего дня пересекаюсь с друзьями, мы ездим, играем в боулинг, в бильярд, выбираемся в клубы и так далее — много-много разных идей. В выходные чаще всего мы можем собраться и поехать за 200 километров с палатками отдохнуть в лесу, можем снять дом отдыха. В праздники или отпускные дни выбираемся заграницу. Вот этой зимой ездили на две недели в Египет, был отличный отдых, который зарядил на много месяцев вперед. В общем, сложно перечислить все аспекты, но могу сказать, что очень ценю то свободное время, которое у меня есть, организуя его наиболее интересно и не банально. Потому что когда отдых проходит активно, эффективно и весело, я чувствую себя отдохнувшим и готовым к новым свершениям.

— Чего бы вы могли пожелать тем, кто только поступил в Вышку на ваш факультет?

— Абитуриентам я бы посоветовал не раздумывать при выборе факультета, потому что психология — это уникальные знания и навыки, которые в дальнейшем являются отличным фундаментом в любой сфере деятельности. И дело не в патриотизме, а в здравом взвешивании плюсов и минусов. ГУ-ВШЭ дает бесценный опыт, который помогает уже с юношества уметь себя самоорганизовывать, чему способствует модульная система. Также с точки зрения набора профессоров здесь очень хороший состав, преподаватели очень профессиональны. Напутствия по поводу усердия дать не могу, поскольку сам фактически посредством наработки каких-то навыков и нестандартного подхода к разным вопросам обошел эту систему, но, по большому счету, могу сказать, что расслабиться и ничего не делать здесь не удастся — вылетишь, и никто церемониться не будет. Кроме того, могу посоветовать совмещать работу с учебой курса со второго-третьего — выпускник с опытом работы намного более востребован на рынке труда.

— А какое напутствие дали бы выпускникам?

— Сейчас сложный год, на рынке труда большие проблемы, и молодые специалисты котируются очень плохо. Не из-за недостатка образования и знаний — дело в опыте. Испытательные сроки, недобросовестные работодатели, увольняющие после испытательного срока, — очень много "подводных камней". Мне кажется, легче всего будет тем, кому удавалось совмещать учебу с работой. С другой стороны, по большей части кризис — в головах у людей, и при приеме на работу не нужно бояться, нужно быть уверенным в себе и прокручивать в голове мысль, что для одних кризис — это уныние и время убытков, а для других — возможность для отличного старта.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ
Фото из архива Михаила Коваленко