• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 * 15-366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

 

Руководство

 

Руководитель департамента — Фаликман Мария Вячеславовна

 

Заместитель руководителя департамента — Львова Елена Николаевна

 

Заместитель руководителя департамента — Исаева Анастасия Николаевна

Книга
Society for Neuroscience Annual Meeting, San Diego, CA, 2018.

P. Novikov, M. Arsalidou.

San Diego: Society for Neuroscience, 2018.

Статья
SELF-DISCRIPTION AS PSYCHOLOGICAL POTENTIAL OF THE PERSON IN INTER-CULTURAL COMMUNICATION

Bolotova A.

Cross Cultural Studies: Education and Science. 2018. Vol. 3. No. 3. P. 446-453.

Глава в книге
Associative acquisition of word meaning by trial-and-error learning

Chernyshev B. V., Prokofyev A., Nikolaeva A. Y. et al.

In bk.: Восьмая международная конференция по когнитивной науке: Тезисы докладов. Институт психологии РАН, 2018. P. 1368-1368.

Препринт
Inbreds And Non-Inbreds Among Russian Academics: Short-Term Similarity And Long-Term Differences In Productivity

Alipova O., Литвинова Л. И., Lovakov A. et al.

Basic research program. WP BRP. National research university Higher School of economics, 2018. No. 48EDU2018.

Научно-исследовательский междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании»

Мероприятие завершено
Научный междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании», организуемый Институтом управления образованием РАО и департаментом психологии НИУ ВШЭ, включает в круг обсуждаемых тем зарубежный опыт социально-эмоционального обучения, в особенности, в связи с нравственным воспитанием, и российский опыт.

Темы социально-эмоционального обучения, связи эмоциональной, социальной, этической проблематики в образовании составляют предмет обсуждения за рубежом на протяжении последних 20 с лишним лет, выливающегося в такие международные конференции, как “Reimagining human flourishing” (Индия, март 2018). Выработанные научные идеи воплощаются в образовательных программах Social-Emotional Learning (социально-эмоционального обучения), Social-Emotional-Ethical learning (социально-эмоционально-этического обучения), Secular Ethics (светской этики), разрабатываемых и проводимых в образование в США и Канаде, Индии, других странах мира. В России была представлена и адаптирована программа «Эмоциональный интеллект»  и было начато введение программы социально-эмоционального обучения в образование (проект благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"), кроме того, были разработаны и применены методики оценивания социально-эмоционального обучения школьников.

Организуемый Семинар имеет цель проблематизировать понимание воспитания, соответствующее современной российской реальности образования, и прояснить место социально-эмоционального обучения в этом воспитании. Обозначенные вопросы требуют анализа и обсуждения со стороны разных научных дисциплин – психологии, педагогики, этики, философии образования. Семинар проводится как исследовательский, междисциплинарный.

Регламент: доклад — 30-40 мин., обсуждение – 1 час. Доклады предуведомляются тезисами (развернутой аннотацией) и литературой (всего 2-5 стр.) Срок подачи тезисов с 10 по 17 сентября.

Материалы Семинара, по согласованию с выступающими, будут обнародованы (на сайтах, в изданиях учреждений-организаторов и т.д.) Окончательное решение о виде публикаций будет приниматься  на заключительном заседании Семинаре, но, по предварительным договоренностям, рассматриваются публикации в журнале «Человек и образование» – обзор Семинара и в журнале «Человек» – материалы семинара в виде небольших статей  в отдельной рубрике. 

 

Программа

27 сентября

10.00 – 14.00   

Обзор и анализ идей конференции “Reimagining human flourishing” (12-16 марта 2018 г. Индия, Дхарамсала), представленных образовательных программ, методов и аналогичных им существующих в мире версий программ тех же направлений, в свете философии образования. Проблематизация социальн о- эмоци онального обучения, с точки зрения социальных аспектов образования и проблем образовательной политики.М.Н. Кожевникова, к.филос.н., вед.н.с. СПб ИУО РАО.

Психологическая проблематика программ и методов социально-эмоционального обучения, по материалам конференцииReimagining human flourishing”. – М.В. Фаликман, д. псих.н., проф., руководитель Департамента психологии ВШЭ.

 

15.00 – 17.00

Задачи морального воспитания и смысл социально-эмоционального обучения. – Р.Г.Апресян, д.филос.н., проф., Зав. Сектора этики ИФ РАН.

 

28 сентября

10.00 – 14.00   

 «Обзор и анализ российского опыта разработки и адаптации программ «Социально-эмоционального развития». – Сергиенко Е.А., д. псих.н., проф., гл.н. с. ИП РАН, зав. каф. общей психологии и психологии развития ГАУГН

Обзор и анализ опыта оценивания социально-эмоционального обучения школьников в российском образовании. – Орел Е.А., к.псих.н., науч. сотр. Центра мониторинга качества образования, Институт Образования ВШЭ

Социально-эмоциональный интеллект в рамках ключевых компетенций и новой грамотности. – Добрякова М.С. к.соц.н., Руковод. проекта "Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования», Центр изучения школьных практик и образовательных программ 21 века, Институт образования ВШЭ

15.00 – 18.30

Е.Г.Дирюгина, руководитель направления "Методология и оценка" Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"
Н.Е.Рычка, ведущий методист Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"

Обсуждение сетки результатов и индикаторов их достижения ("карты компетенций") для программ социально-эмоционального развития дошкольников и младших школьников.

 

Круглый стол

Подведение итогов. Обсуждение возможных перспектив