• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Тел.: 8 (495) 772-95-90 * 15-366

E-mail: dekpsy@hse.ru

Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2

Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)

 

Руководство

 

Руководитель департамента — Фаликман Мария Вячеславовна

 

Заместитель руководителя департамента — Львова Елена Николаевна

 

Заместитель руководителя департамента — Исаева Анастасия Николаевна

Книга
Психологические границы личности: взросление и культура

Нартова-Бочавер С. К., Силина О. В.

М.: Памятники исторической мысли, 2018.

Статья
Intraoral Endoscopic Ligation of Maxillary Artery in the Infratemporal Fossa

Polev G., Carrau R., Golbin D. et al.

Journal of Craniofacial Surgery. 2019. Vol. 30. No. 1. P. 137-140.

Глава в книге
CoordsFinder - software tool for systematic search for brain coordinates of interest for area-based meta-analyses

Novikov P., Arsalidou M.

In bk.: 2018 Neuroscience Meeting Planner. San Diego, CA: Society for Neuroscience, 2018. Online.. San Diego: Society for Neuroscience, 2018.

Препринт
Efforful verb recollection drives beta suppression in mesial frontal regions involved in action initiation

Butorina A., Nikolaeva A. Y., Prokofyev A. O. et al.

BioRxiv. New Results. Cold Spring Harbor Laboratory, 2018

Научно-исследовательский междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании»

Мероприятие завершено
Научный междисциплинарный cеминар «Социально-эмоциональное обучение в современном образовании», организуемый Институтом управления образованием РАО и департаментом психологии НИУ ВШЭ, включает в круг обсуждаемых тем зарубежный опыт социально-эмоционального обучения, в особенности, в связи с нравственным воспитанием, и российский опыт.

Темы социально-эмоционального обучения, связи эмоциональной, социальной, этической проблематики в образовании составляют предмет обсуждения за рубежом на протяжении последних 20 с лишним лет, выливающегося в такие международные конференции, как “Reimagining human flourishing” (Индия, март 2018). Выработанные научные идеи воплощаются в образовательных программах Social-Emotional Learning (социально-эмоционального обучения), Social-Emotional-Ethical learning (социально-эмоционально-этического обучения), Secular Ethics (светской этики), разрабатываемых и проводимых в образование в США и Канаде, Индии, других странах мира. В России была представлена и адаптирована программа «Эмоциональный интеллект»  и было начато введение программы социально-эмоционального обучения в образование (проект благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"), кроме того, были разработаны и применены методики оценивания социально-эмоционального обучения школьников.

Организуемый Семинар имеет цель проблематизировать понимание воспитания, соответствующее современной российской реальности образования, и прояснить место социально-эмоционального обучения в этом воспитании. Обозначенные вопросы требуют анализа и обсуждения со стороны разных научных дисциплин – психологии, педагогики, этики, философии образования. Семинар проводится как исследовательский, междисциплинарный.

Регламент: доклад — 30-40 мин., обсуждение – 1 час. Доклады предуведомляются тезисами (развернутой аннотацией) и литературой (всего 2-5 стр.) Срок подачи тезисов с 10 по 17 сентября.

Материалы Семинара, по согласованию с выступающими, будут обнародованы (на сайтах, в изданиях учреждений-организаторов и т.д.) Окончательное решение о виде публикаций будет приниматься  на заключительном заседании Семинаре, но, по предварительным договоренностям, рассматриваются публикации в журнале «Человек и образование» – обзор Семинара и в журнале «Человек» – материалы семинара в виде небольших статей  в отдельной рубрике. 

 

Программа

27 сентября

10.00 – 14.00   

Обзор и анализ идей конференции “Reimagining human flourishing” (12-16 марта 2018 г. Индия, Дхарамсала), представленных образовательных программ, методов и аналогичных им существующих в мире версий программ тех же направлений, в свете философии образования. Проблематизация социальн о- эмоци онального обучения, с точки зрения социальных аспектов образования и проблем образовательной политики.М.Н. Кожевникова, к.филос.н., вед.н.с. СПб ИУО РАО.

Психологическая проблематика программ и методов социально-эмоционального обучения, по материалам конференцииReimagining human flourishing”. – М.В. Фаликман, д. псих.н., проф., руководитель Департамента психологии ВШЭ.

 

15.00 – 17.00

Задачи морального воспитания и смысл социально-эмоционального обучения. – Р.Г.Апресян, д.филос.н., проф., Зав. Сектора этики ИФ РАН.

 

28 сентября

10.00 – 14.00   

 «Обзор и анализ российского опыта разработки и адаптации программ «Социально-эмоционального развития». – Сергиенко Е.А., д. псих.н., проф., гл.н. с. ИП РАН, зав. каф. общей психологии и психологии развития ГАУГН

Обзор и анализ опыта оценивания социально-эмоционального обучения школьников в российском образовании. – Орел Е.А., к.псих.н., науч. сотр. Центра мониторинга качества образования, Институт Образования ВШЭ

Социально-эмоциональный интеллект в рамках ключевых компетенций и новой грамотности. – Добрякова М.С. к.соц.н., Руковод. проекта "Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования», Центр изучения школьных практик и образовательных программ 21 века, Институт образования ВШЭ

15.00 – 18.30

Е.Г.Дирюгина, руководитель направления "Методология и оценка" Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"
Н.Е.Рычка, ведущий методист Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"

Обсуждение сетки результатов и индикаторов их достижения ("карты компетенций") для программ социально-эмоционального развития дошкольников и младших школьников.

 

Круглый стол

Подведение итогов. Обсуждение возможных перспектив