Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Тел.: 8 (495) 772-95-90 *15366
E-mail: dekpsy@hse.ru
Фактический адрес: 101000, г. Москва, Армянский пер. 4, корп. 2
Почтовый адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 20 (департамент психологии)
Психология – одна из наиболее бурно развивающихся в настоящее время наук о человеке, включающая, с одной стороны, такие фундаментальные исследовательские направления, как общая психология и психология личности, социальная и кросскультурная психология, когнитивная психология и психофизиология, экономическая психология и психология принятия решения, а с другой – такие практико-ориентированные направления, как психологическая диагностика, индивидуальное и семейное психологическое консультирование, психоанализ, организационная психология. Все эти направления развиваются в департаменте ведущими российскими психологами, для которых выбор психологии стал выбором не только профессии, но и судьбы.
Артеменко Е. А., Бурский И. Г., Крылова Д. В. и др.
М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2024.
Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология. 2024. Т. 9. № 2 (33).
В кн.: Социальные и клинические рубежи современной психиатрии и наркологии: сборник трудов всероссийской научно-практической конференции (г. Краснодар, 14 марта 2024 г.) / под общей редакцией: С.Н. Алексеенко, А.Н. Редько, В.Г. Косенко [и др.].. Краснодар: 2024. С. 79-82.
Liutsko L., Malova Y., Vinokurova E. et al.
public health and health services. 20944. MDPI, 2023
Темы социально-эмоционального обучения, связи эмоциональной, социальной, этической проблематики в образовании составляют предмет обсуждения за рубежом на протяжении последних 20 с лишним лет, выливающегося в такие международные конференции, как “Reimagining human flourishing” (Индия, март 2018). Выработанные научные идеи воплощаются в образовательных программах Social-Emotional Learning (социально-эмоционального обучения), Social-Emotional-Ethical learning (социально-эмоционально-этического обучения), Secular Ethics (светской этики), разрабатываемых и проводимых в образование в США и Канаде, Индии, других странах мира. В России была представлена и адаптирована программа «Эмоциональный интеллект» и было начато введение программы социально-эмоционального обучения в образование (проект благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"), кроме того, были разработаны и применены методики оценивания социально-эмоционального обучения школьников.
Организуемый Семинар имеет цель проблематизировать понимание воспитания, соответствующее современной российской реальности образования, и прояснить место социально-эмоционального обучения в этом воспитании. Обозначенные вопросы требуют анализа и обсуждения со стороны разных научных дисциплин – психологии, педагогики, этики, философии образования. Семинар проводится как исследовательский, междисциплинарный.
Регламент: доклад — 30-40 мин., обсуждение – 1 час. Доклады предуведомляются тезисами (развернутой аннотацией) и литературой (всего 2-5 стр.) Срок подачи тезисов с 10 по 17 сентября.
Материалы Семинара, по согласованию с выступающими, будут обнародованы (на сайтах, в изданиях учреждений-организаторов и т.д.) Окончательное решение о виде публикаций будет приниматься на заключительном заседании Семинаре, но, по предварительным договоренностям, рассматриваются публикации в журнале «Человек и образование» – обзор Семинара и в журнале «Человек» – материалы семинара в виде небольших статей в отдельной рубрике.
Программа
27 сентября
10.00 – 14.00
Обзор и анализ идей конференции “Reimagining human flourishing” (12-16 марта 2018 г. Индия, Дхарамсала), представленных образовательных программ, методов и аналогичных им существующих в мире версий программ тех же направлений, в свете философии образования. Проблематизация социальн о- эмоци онального обучения, с точки зрения социальных аспектов образования и проблем образовательной политики. – М.Н. Кожевникова, к.филос.н., вед.н.с. СПб ИУО РАО.
Психологическая проблематика программ и методов социально-эмоционального обучения, по материалам конференции “Reimagining human flourishing”. – М.В. Фаликман, д. псих.н., проф., руководитель Департамента психологии ВШЭ.
15.00 – 17.00
Задачи морального воспитания и смысл социально-эмоционального обучения. – Р.Г.Апресян, д.филос.н., проф., Зав. Сектора этики ИФ РАН.
28 сентября
10.00 – 14.00
«Обзор и анализ российского опыта разработки и адаптации программ «Социально-эмоционального развития». – Сергиенко Е.А., д. псих.н., проф., гл.н. с. ИП РАН, зав. каф. общей психологии и психологии развития ГАУГН
Обзор и анализ опыта оценивания социально-эмоционального обучения школьников в российском образовании. – Орел Е.А., к.псих.н., науч. сотр. Центра мониторинга качества образования, Институт Образования ВШЭ
Социально-эмоциональный интеллект в рамках ключевых компетенций и новой грамотности. – Добрякова М.С. к.соц.н., Руковод. проекта "Ключевые компетенции и новая грамотность: современные ориентиры для образования», Центр изучения школьных практик и образовательных программ 21 века, Институт образования ВШЭ
15.00 – 18.30
Е.Г.Дирюгина, руководитель направления "Методология и оценка" Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"
Н.Е.Рычка, ведущий методист Благотворительного фонда Сбербанка "Вклад в будущее"
Обсуждение сетки результатов и индикаторов их достижения ("карты компетенций") для программ социально-эмоционального развития дошкольников и младших школьников.
Круглый стол
Подведение итогов. Обсуждение возможных перспектив