• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лекторий для школьников: «Социальная структура и социальное пространство современной России»

Мероприятие завершено

В 2015 – 2016 уч. году Факультет социальных наук НИУ ВШЭ продолжает цикл ежемесячных развивающих бесплатных занятий для старшеклассников по социологии, политологии, психологии и управлению. В программе цикла: лекции ведущих ученых России по актуальным проблемам современности и ключевым вопросам социальных наук; методические занятия  по технике выполнения письменных олимпиадных заданий разного формата; консультации по проектной деятельности.

Второе занятие Лектория состоится в пятницу 16 октября.
Тема: «Социальная структура и социальное пространство современной России»

Казалось бы, совсем не трудно ответить на вопрос «Ты кто такой и кто такие твои родители?». В «заграничной» реальности обычно ответ однозначен: «предприниматель», «рантье-буржуа», государственный служащий, работающий по найму и так далее. При этом обычно внешнее определение социальной принадлежности человека  в той или или иной степени совпадает с его самоопределением. Речь, одежда, походка, место жительства и множество других признаков фиксирует положение человека в системе устойчивых, иногда веками сложившихся социальных групп.

Иное дело у нас в России, где ответ на такой  вопрос вызывает у существенной части людей затруднения. Причина, как представляется, в том, что социальная структура (социальные группы и отношения между ними) нашей страны за век изменялась несколько раз. Государство меняло социальную структуру сначала для решения задач построения социализма, потом для построения капитализма, потом для создания вертикали власти, сохранения целостности государства и поддержания социальной стабильности. Государство создает для достижения своих целей социальные группы, определяет отношения между ними, но такие группы и отношения оказываются внешними для его граждан. Самоопределение граждан и определение их государством часто не совпадают, что и вызывает трудности в понимании своего места в социальной системе и соответствующие отклонения в поведении.

Предметом лекции является создаваемая сейчас государством социальная (сословная) структура и активность граждан в определении своего места в ней.

Лектор — Симон Гдальевич Кордонский, известный российский ученый и общественный деятель, действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса. В ВШЭ Симон Гдальевич заведует Проектно-учебной лабораторией муниципального управления и кафедрой местного самоуправления, является профессором департамента государственного и муниципального управления, а также членом редколлегий журналов «Вопросы образования» и «Вопросы государственного и муниципального управления».

Внимание! Количество мест ограничено.

Регистрация обязательна.

Для прохода в здание НИУ ВШЭ необходимо при себе иметь паспорт. 

Начало в 16:30
Адрес: Москва, ул. Шаболовка, д.26, ауд. 5307.


Для эффективного участия в работе лектория рекомендуется прочитать главу 3 ("Типы стратификационных систем") из книги В. Радаева и О.Шкаратана "Социальная стратификация". Сокращенный материал по данной проблеме можно прочитать в учебнике: Сорвин К.В., Сусоколов А.А. "Человек в обществе. Система социологических понятий в кратком изложении. В помощь школьникам младших классов для подготовки к олимпиадам и ЕГЭ", раздел 8.6. ("Многообразие статусов. Стратификационные системы").