• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Контакты

Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 11, комн. 512

Телефоны:
+7(495) 772-9590 доп. 22717
+7(495) 772-9590 доп. 11345

Факс:
+7(495) 772 9590 доп. 11308

Email: IOrlov@hse.ru

Руководство
Руководитель департамента Клименко Андрей Витальевич
Заместитель руководителя Орлов Игорь Борисович
Департамент политики и управления: Заместитель руководителя департамента Климова Анна Викторовна
Книга
Политическая антропология советской и постсоветской эпохи: курс лекций

Поляков Л. В., Карпов А. П.

Чебоксары: Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова, 2024.

Глава в книге
Коммунизм как одиночество. Романтическая утопия Александра Зиновьева.

Поляков Л. В.

В кн.: Живое наследие памяти: 100-летие А. А. Зиновьева : сборник научных статей по итогам круглого стола. М.: Институт наследия, 2024. С. 78-89.

Препринт
Wealth and Rebellion: A Dualistic Perspective on Income Level and Revolutions

Ustyuzhanin V.

Political Science. PS. Высшая школа экономики, 2024

Доцент Департамента политики и управления Даниил Цыганков выступил на Петербургском международном юридическом форуме

18 мая 2021 года доцент Департамента политики и управления Факультета социальных наук НИУ ВШЭ Даниил Цыганков выступил на дискуссионной сессии "Как написать хороший закон?", организованной компанией "Гарант" и включенной в деловую программу Петербургского международного юридического форума.

Доцент Департамента политики и управления Даниил Цыганков выступил на Петербургском международном юридическом форуме

В онлайн-сессии, которую модерировал зав. кафедрой теории и истории права факультета права НИУ ВШЭ Владимир Исаков, с докладами выступили: Ирина Алебастрова, зав. кафедрой Всероссийского государственного университета юстиции (о вопросах экспертного обеспечения законотворческого процесса как фактора его демократизации и профессионализации), Михаил Краснов, зав. кафедрой конституционного права НИУ ВШЭ (о парламентах как важнейшем факторе качества законов), Наталья Ткаченко, руководитель производственного управления компании «Гарант» (об измерении стабильности законодательства).

Даниил Цыганков в своем выступлении («Риски ре-регулирования и обход процедур повышения качества нормотворчества») обратил внимание, что международный опыт дерегулирования и «регуляторных гильотин» говорит о том, что вскоре приходит волна ре-регулирования. Отмененные нормы, изданные когда-то в парадигме command&control, имеют свойство «гальванизироваться» резонансными событиями, которые требуют от политиков, думающих об электорате и ближайших выборах, немедленного ответа. На анализ истинных проблем у них не находится времени, как и на анализ полной картины возможных последствий «коврового» регулирования, расчет баланса издержек и выгод.

Чтобы российской регуляторике не вернуться в колею, необходим набор системных мер, способствующих соблюдению принципов «умного регулирования» и повышению шансов на закрепление успеха реформы, в том числе – производства «умных правил» (в терминах регуляторной политики) / написания «хороших законов» (в терминах юриспруденции):

Во-1-х, реинжиниринг системы ОРВ, в том числе ликвидировать возможности обхода ОРВ в исполнительной власти (до конца 2021), а к середине 2022 - ввести работающие системы ОРВ в Госдуме и Центробанке;

Во-2-х, развитие баз данных для получения обоснованных оценок для доказательного регулирования, в том числе - формирование реестра обязательных требований, содержащего сведения о затратах (издержках) на их исполнение, рассчитываемых на основе Big Data и данных участников отрасли;

В-3-х, усиление координирующей роли Правительственной подкомиссии по «регуляторной гильотине» (и недавно созданного Управления экспертизы и планирования аппарата правительства), которые должны «принуждать» и ФОИВы, и бизнес к доказыванию необходимости введения / сохранения регулирования;

В-4-х, введение вместо принципа один-за-один подходов один за два / за множество, и его жесткая имплементация. Таким образом, даже если регуляторы сейчас будут вводить новые нормы, им одновременно придется отменять две или больше соразмерных норм / обязательных требований;

В-5-х, запуск масштабной программы переобучения сотрудников ФОИВов методам анализа затрат регулирования и доказательной разработки обязательных требований.

 

Материалы:

Запись онлайн-сессии:  https://spblegalforum.ru/ru/channel/4   👉 выбрать канал 4 👉 сессия 7.6. "Как написать хороший закон" -  3-я по списку

Репортаж на Право.Ру: На ПМЮФ 9 ¾ обсудили, как написать хороший закон

Репортаж на сайте «Гаранта»: Компания "Гарант" провела дискуссионную сессию в рамках ПМЮФ