Программа Междисциплинарной конференции «Исследуя сообщество глухих - 2025: на периферии внимания»
15, 17–19 октября 2025
Дом культуры «ГЭС-2», Москва
Регистрация откроется 2 октября. Общая регистрация на конференцию дает право прохода на все события в Актовом зале. На секции, проходящие в Классах и на Верхней платформе, нужно отдельно зарегистрироваться на стойке информации.
15 октября, среда
Исследовательский Воркшоп
17:00–20:00 | Место проведения: Конференц-зал НИУ «Высшая школа экономики»
Покровский бульвар, 11, G 303
Модераторы:
Никита Большаков,
Владислав Колесников.
Секция 1
17:00-18:20
1) Штылер Григорий
Разработка и апробация методики обучения глухих и слабослышащих яхтсменов с использованием терминологии парусного спорта на русском жестовом языке
2) Залозный Антон
Популяризация лингвистики жестовых языков как раздела общего языкознания: зачем это нужно?
3) Будилов Алексей
Изучение и применение РЖЯ и КЖР при реализации программ дополнительного образования для обучающихся с нарушениями слуха
4) Четвериков Данила
Основные моменты методики преподавания темы "Треугольники" для глухих и слабослышащих обучающихся
Секция 2
18:40-20:00
1) Александрова Софья
Кого мы не видим в архивах: проблема стирания опыта глухих из культурной памяти
2) Иванов Данила
Имитация глухих и слабослышащих: что доступно слышащим, а что – нет?
3) Лучина Марина
Эффективность коммуникации в медицинских учреждениях: Анализ способов, которыми медицинские работники общаются с глухими и слабослышащими пациентами
4) Жаворонкова Дарья
Региональный опыт арт-медиации на РЖЯ
Для доступа к онлайн трансляции или прохода в здание необходимо прислать свои ФИО и контактные данные на nbolshakov@hse.ru
17 октября, пятница
Открытие конференции
16:00–16:30 | Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Выступающие:
Артем Бондаревский — кандидат юридических наук, генеральный директор фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Россия).
Владислав Колесников — куратор программ для сообщества глухих фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» и междисциплинарного проекта «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия).
Ирина Мартусевич — проректор НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).
Исследования сообщества глухих: знание, культура, идентичность. Пленарное заседание
16:30–17:45 | Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Дефология как правовая и культурная основа: на пути к Deaf Studies на стыке права, языка и культуры
Филипе Венаде ди Соза, PhD — профессор, приглашенный научный сотрудник Исследовательского центра правосудия и управления JusGov при Университете Минью (Брага, Португалия).
Сообщество соавторов: производство и распространение знания о глухих в России
Владислав Колесников — куратор программ для сообщества глухих фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» и междисциплинарного проекта «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия).
Семиотика самости: иранский жестовый язык и языковая идентичность глухих, эпистемология глухих и эпистемическая агентность глухих
Реза Резвани, PhD — преподаватель прикладной лингвистики, заместитель заведующего кафедрой иностранных языков и лингвистики Ширазского университета (Шираз, Иран).
Модератор: Елена Ярская-Смирнова — доктор социологических наук, профессор Департамента социологии, заведующая Международной лабораторией исследований социальной интеграции НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия)
Перерыв
17:45–18:00
Презентация исследования «Социальная структура сообщества глухих: связь культурных и социально-демографических факторов и отношения к подгруппам внутри сообщества»
18:00–18:45 | Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Выступающие
Александр Журавец, Алена Огородникова, Полина Сдобникова, Данила Четвериков — участники лаборатории «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия).
Модератор
Никита Большаков — кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ «Высшая школа экономики», куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии (Москва, Россия).
18 октября, суббота
Работа секций
11:30–13:15
Секция — Психологический подход к изучению сообщества глухих
Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Особенности переживания одиночества глухими и слабослышащими людьми в возрасте 18–25 лет: методологические и организационные трудности проведения исследования
Екатерина Иванова — студентка Института психолого-социальной работы Первого Московского государственного медицинского университета имени И. М. Сеченова (Москва, Россия).
Глухота, стигматизация в области психического здоровья и использование психологических служб глухими людьми в Гане
Уиздом Квадво Мпра, PhD — преподаватель Университета науки и технологий имени Кваме Нкрумы (Кумаси, Гана).
Взаимосвязь между недостаточным опытом общения в детстве и психическим здоровьем взрослых глухих австралийцев. Качественное исследование
Рамунас МакРе — аспирант-исследователь Института реформирования здравоохранения и Школы здравоохранения и социального развития факультета здравоохранения Университета Дикина (Мельбурн, Австралия).
Исследование старения глухих: способности к жестовому языку и когнитивный резерв
Джеймс Хау-И Тай, PhD — исследователь, профессор, заведующий кафедрой лингвистики Национального университета Чжунчжэна (Цзяи, Тайвань).
Джейн Цай, PhD — исследователь, директор Тайваньского центра лингвистики жестов Национального университета Чжунчжэна (Цзяи, Тайвань).
Особенности семейной идентичности у взрослых CODA
Светлана Русанова — студентка Московского института психоанализа, частный практикующий психолог (Москва, Россия).
Исполнение жестовых песен как фактор эмоционально-личностного развития лиц разного возраста с разным состоянием слуховой функции
Екатерина Белкина — студентка магистратуры Московского государственного психолого-педагогического университета (Москва, Россия).
Модератор: Елена Кулакова — кандидат педагогических наук, декан дефектологического факультета Института детства Московского педагогического государственного университета (МПГУ) (Москва, Россия).
Секция — Домашние жесты: практики, контексты, политическое значение
Место проведения: Классы Э9-Э10 в Доме культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Валерия Виноградова, PhD — научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).
Алена Гайслер — мама глухого ребенка с кохлеарным имплантом, руководитель Детской школы творчества и дизайна «ЗАРАМКИ» (Челябинск, Россия).
Екатерина Руднева — кандидат филологических наук, преподаватель филологического факультета СПбГУ, старший научный сотрудник лаборатории антропологической лингвистики Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург, Россия).
Дарья Семенова — директор автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр образования и исследования жестового языка» (Москва, Россия).
Анастасия Смирнова — частный консультант по альтернативной и дополненной коммуникации (АДК), педагог-дефектолог, сотрудник и автор научных публикаций проекта LINKa, автор семейной системы домашних жестов (Красноярск, Россия).
Оксана Шелепова — специалист Центра альтернативной и дополнительной коммуникации «Место заботы», сотрудник НМИЦ психиатрии и наркологии имени В. П. Сербского Минздрава России (Санкт-Петербург, Россия).
Модератор:
Александра Курленкова — преподаватель в онлайн-школе для детей с ДЦП (ОАНО «Центр»), аспирант кафедры медиа, культуры и коммуникации Нью-Йоркского университета, исследователь инвалидности и мультимодальной коммуникации (Нью-Йорк, США).
Екатерина Руднева — кандидат филологических наук, преподаватель филологического факультета СПбГУ, старший научный сотрудник лаборатории антропологической лингвистики Института лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург, Россия).
Секция — Вопросы перевода жестовых языков в России и за рубежом. Часть 1
Место проведения: Верхняя платформа в Доме культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Взгляды на перевод жестового языка как средство интеграции людей с нарушениями слуха в Замбии
Рейчел Чомба, PhD — магистр образования, доктор философии Университета Замбии (Лусака, Замбия).
Анализ типичных ошибок переводчиков русского жестового языка на основе данных о переподготовке в России: причины, особенности и рекомендации
Кеннет Гаулстон — эксперт по международному опыту в сфере подготовки переводчиков и обучению жестовому языку в Учебно-методическом центре Всероссийского общества глухих (УМЦ ВОГ) (Москва, Россия).
Екатерина Голованова — переводчик РЖЯ (Москва, Россия).
Кристина Рассказова — преподаватель РЖЯ в Учебно-методическом центре Всероссийского общества глухих (Москва, Россия).
Елена Соловейчик — директор Учебно-методического центра Всероссийского общества глухих, преподаватель РЖЯ (Москва, Россия).
Актуальные задачи и условия работы переводчика русского жестового языка в вузе: от выбора стратегий перевода академического дискурса до организации рабочего места
Ирина Гинзберг — переводчик РЖЯ (Москва, Россия).
Модератор: Ольга Варинова — заведующая лабораторией русского жестового языка Института социальных технологий Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск, Россия).
Перерыв
13:15–13:30
Работа секций
13:30 - 15:00
Секция - Жестовые языки: лингвистические, образовательные и социокультурные аспекты
Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Внедрение пакистанского жестового языка: пример сети Deaf Reach
Саед Фархан Шакил — руководитель проектов в организации Deaf Reach Pakistan (Карачи, Пакистан).
Оценка эффективности обучения студентов-медиков ганскому жестовому языку
Марко Стенли Ньярко — преподаватель Университета науки и технологий имени Кваме Нкрумы (Кумаси, Гана).
Лингвистические основы обучения антонимичной лексике РЖЯ в рамках коммуникативного подхода
Виолетта Гусакова — преподаватель РЖЯ (Новосибирск, Россия).
Языковой контакт и языковой континуум между бразильским жестовым языком (Libras) и международным жестовым языком
Родриго Ногейра Машадо, PhD — доктор наук, профессор бразильского жестового языка в Государственном университете Сеара (Форталеза, Бразилия).
Нормативность и кодификация в русском жестовом языке: лингвистические и социальные аспекты
Елена Иванова — заместитель заведующего кафедрой русского языка Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя (Москва, Россия).
Дарья Семенова — директор автономной некоммерческой организации дополнительного профессионального образования «Центр образования и исследования жестового языка» (Москва, Россия).
Юлия Шамсутдинова — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия).
Интерферентные явления в письменной речи глухих и слабослышащих носителей РЖЯ
Ксения Кутович — аспирант Института языкознания РАН, преподаватель русского языка и культуры речи (Москва, Россия).
Модератор: Анна Жадан — лингвист-переводчик, магистр Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ), преподаватель русского жестового языка в МГЛУ и Московском социально-педагогическом институте (МСПИ), эксперт различных проектов по созданию словарей РЖЯ (Москва, Россия).
Секция - Быть глухим: глухота через призму медиа, музыки и фотографии
Место проведения: Классы Э9-Э10 Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Репрезентация сообщества глухих в российских СМИ
Ксения Истомина — кандидат филологических наук, старший преподаватель НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).
Репрезентация глухоты в новых медиа (на примере аккаунтов в социальной сети TikTok)
Варвара Шиндина — студентка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия).
Музыкальность в выступлениях глухих артистов
Джилл Мари Бредбери, PhD — профессор Школы театра, танца и исполнительского искусства Мэрилендского университета (Колледж-Парк, США).
Визуализация экспрессионистской фотографии в индонезийском жестовом языке как эстетика глухих
Фаузи Мухаммад, PhD — доктор философии, заместитель декана факультета дизайна Университета Эса Унггул (Джакарта, Индонезия).
Индра Гунара Рокьят, PhD — доктор наук, декан факультета дизайна Университета Эса Унггул (Джакарта, Индонезия).
Театр на жестовом языке без синхронного перевода
Эльвира Охотин — соосновательница театра жестового языка «Эбису», преподаватель в школе для глухих (Тель-Авив, Израиль).
Атай Цитрон — руководитель театра жестового языка «Эбису», почетный профессор и заведующий кафедрой театра и перформативных исследований Хайфского университета (Хайфа, Израиль).
Модератор: Мария Щекочихина — методист отдела просветительских и инклюзивных проектов Музея современного искусства «Гараж» (Москва, Россия).
Секция - Семья и общество как факторы социализации глухих
Место проведения: Верхняя платформа Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Глухие и российское законодательство
Владимир Базоев — кандидат педагогических наук, старший преподаватель Московского государственного лингвистического университета (Москва, Россия).
Направления оптимизации государственной социальной политики в отношении лиц с нарушениями слуха
Оксана Морозова — кандидат политических наук, доцент, заведующая кафедрой философии, политологии и обществознания Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина (Рязань, Россия).
Слышащие родители и общество глухих: как найти точки взаимодействия и для чего это нужно
Ольга Шевнина — председатель регионального отделения Всероссийского общества глухих по Республике Башкортостан (Уфа, Россия).
Профессиональная ориентация глухих и слабослышащих детей в сфере культуры
Сергей Кречетов — директор и генеральный продюсер некоммерческой организации «Языки без границ» (Санкт-Петербург, Россия).
Модератор: Виктор Паленный — кандидат педагогических наук, руководитель отдела издательской и музейной работы Всероссийского общества глухих (Москва, Россия).
Перерыв на обед
15:00 - 16:30
Работа секций
16:30–18:15
Секция - От доступа к участию: стратегии и перспективы образования для сообщества глухих
Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Взгляды глухих студентов на инклюзивное образование: новая дилемма для сообщества глухих в Гане
Уиздом Квадво Мпра, PhD — преподаватель Университета науки и технологий имени Кваме Нкрумы (Кумаси, Гана).
Создание инклюзивной среды: стратегии поддержки людей с особенностями слуха и речи в различных условиях
Альберт Улуторти Грин — преподаватель специального образования в Теологическом колледже Св. Павла (Авка, Нигерия).
Особенности организации образовательного процесса при обучении английскому языку глухих и слабослышащих студентов
Ирина Елькова — переводчик русского жестового языка Лаборатории русского жестового языка Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск, Россия).
Исследование особенностей развития детей школьного возраста с особенностями слуха в рамках социального проекта «Право знать» и не только: интересные наблюдения и выводы
Нурия Салихова — заместитель председателя регионального отделения Всероссийского общества глухих по Республике Башкортостан (Уфа, Россия).
Приступая к внедрению визуальных стратегий коммуникации
Шейн Блау — научный ассистент Школы образования Хантерского колледжа Городского университета Нью-Йорка (Нью-Йорк, США).
Элейн Гейл, PhD — преподаватель Хантерского колледжа Городского университета Нью-Йорка (Нью-Йорк, США).
Патрис Кример — специалист по американскому жестовому языку, научный ассистент Школы образования Хантерского колледжа Городского университета Нью-Йорка (Нью-Йорк, США).
Модераторы
Татьяна Соловьёва — доктор педагогических наук, член-корреспондент Российской академии образования, директор Института коррекционной педагогики (Москва, Россия).
Владислав Колесников — куратор программ для сообщества глухих фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» и междисциплинарного проекта «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия).
Секция - Проектирование доступной среды для представителей сообщества глухих в соответствии с принципами Deaf Space
Место проведения: Классы Э9-Э10 Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Повышение осведомленности сообщества глухих о поддержании здоровой домашней среды с помощью использования визуальных медиа на жестовом языке
Рахмита Мун Харахап, PhD — старший преподаватель факультета дизайна и креативного искусства Университета Мерку Буана (Джакарта, Индонезия).
Пространство жеста: архитектура для сообщества глухих
Дарья Белова — продюсер территориального развития (Самара, Россия).
Екатерина Богданова — главный архитектор МКУ «Центр городского дизайна» (Уфа, Россия).
Елизавета Фёдорова — ведущий архитектор ГК «Даль» (Москва, Россия).
Наталья Чернышёва — архитектор-урбанист (Вологда, Россия).
Адаптированная ландшафтная среда для отдыха слабослышащих в Казани
Шамиль Тимиров — студент Казанского государственного аграрного университета (Казань, Россия).
Актуальные тенденции в планировании пространств для глухих: обзор зарубежных исследований
Анастасия Антонова — студентка факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия).
Модератор: Владимир Базоев — кандидат педагогических наук, старший преподаватель Московского государственного лингвистического университета (Москва, Россия).
Секция - Разнообразие культурных проектов для глухих и слабослышащих посетителей
Место проведения: Верхняя платформа Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
De’VIA как отражение культуры глухих
Софья Лучинина — коммуникационный дизайнер онлайн-кинотеатра «Иви» (Москва, Россия).
Словарь РЖЯ по искусству и вопросы образования РЖЯ-неологизмов
Михаил Веселов — сотрудник отдела междисциплинарных проектов ГМИИ имени А. С. Пушкина (Москва, Россия).
«Ожившие картины»: опыт разработки экскурсий на жестовом языке в Республике Беларусь
Ирина Русакович — кандидат педагогических наук, доцент кафедры коррекционно-развивающих технологий Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка (Минск, Республика Беларусь).
Летний музейный лагерь (ЛМЛ) в Казанском кремле: опыт организации и проведения смены для слабослышащих подростков
Дарья Муратова — кандидат исторических наук, начальник отдела просветительских и инклюзивных программ музея-заповедника «Казанский Кремль» (Казань, Россия).
«От А до Я»: опыт создания журнала о современной культуре глухих
Людмила Лучкова — руководитель отдела просветительских и инклюзивных проектов Музея современного искусства «Гараж» (Москва, Россия).
Алексей Прокофьев — приглашенный куратор проекта «От А до Я» Музея современного искусства «Гараж» (Москва, Россия).
Книга глухой художницы Наташи Романовой «Предзимье»: дактиль, память и визуальное искусство на бумаге
Арина Фартух — редактор издательства V–A–C Press (Москва, Россия).
Жест как искусство: инклюзивные проекты «Манежа» для глухих и слабослышащих
Вера Рейхет — советник директора по просветительской деятельности, куратор инклюзивной программы Центрального выставочного зала «Манеж» (Санкт-Петербург, Россия).
Жест как риторическая единица. Что понятнее глухим без перевода: театр XVII века или современный спектакль?
Светлана Мурза — руководитель международного проекта «ТЕАТРБЕЗГРАНИЦ», преподаватель театроведческого факультета Российского государственного института сценических искусств (Санкт-Петербург, Россия).
Цифровой театр на РЖЯ как новая возможность развития инклюзивного общества
Яна Балачевцева — президент и генеральный продюсер международного фестиваля цифрового театра Onlife iDEA Fest (Москва, Россия).
Модератор: Полина Зотова — куратор детских и семейных программ Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Россия).
Кофе-брейк
18:15–19:00
Презентация исследования «Клубы как один из центров формирования культуры глухих»
19:00–19:45| Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Тимофей Белов, Василий Калинин, Варя Меренкова, Глеб Полев, Алина Садикова — участники лаборатории «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия).
Модератор: Вероника Молчанова — куратор культурных спецпроектов в Центральном университете (Москва, Россия).
19 октября, воскресенье
Работа секций
11:30 - 13:15
Секция - Современные исследования в сурдопедагогике: образование, обучение, оценивание
Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Использование эмических подходов для деколонизации образования глухих
Мартин Мусенджи, PhD — преподаватель Университета Великого Зимбабве (Масвинго, Зимбабве).
На пути к двуязычному образованию глухих в Марокко
Абдель-Азиз Арсси, PhD — преподаватель Deaf Studies и инклюзивного образования факультета педагогических наук Университета Мохаммеда V (Рабат, Марокко).
Хамза Шайнабу — аффилированный преподаватель психологии в Университете Мохаммеда V (Рабат, Марокко).
Расширение прав и возможностей глухих детей: опыт модели образования Фонда Орже, основанной на международном жестовом языке
Рахул Гала — руководитель отдела развития ресурсов Фонда Орже (Ахмедабад, Индия).
Новый подход к инструментальной оценке качества произношения детей с нарушениями слуха
Максим Зайцев — аспирант и сотрудник Института коррекционной педагогики (Москва, Россия).
Иван Рачков — аспирант и сотрудник Московского авиационного института (Москва, Россия).
Сравнительный анализ техники чтения у глухих и слышащих детей 8–9 лет в контексте когнитивного развития: стратегии восприятия, языковая обработка и металингвистические навыки
Дарья Анташева — студентка Института филологии и межкультурной коммуникации, Казанский (Приволжский) федеральный университет (Казань, Россия).
Модератор: Софья Шустова — специалист по проектной деятельности лаборатории образования и комплексной абилитации и реабилитации детей с нарушениями слуха Института коррекционной педагогики (Москва, Россия).
Секция - Инклюзия в профессии: от образования до рынка труда
Место проведения: Классы Э9-Э10 Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Развитие инклюзии людей с инвалидностью в высшем образовании
Эрмийяс Асмамеу Синтайеху — студент Аддис-Абебского университета (Аддис-Абеба, Эфиопия).
Вовлеченность глухих и слабослышащих студентов во внеучебную деятельность
Александр Шец — инспектор Центра инклюзивного сопровождения в Институте социальных технологий Новосибирского государственного технического университета (ИСТ НГТУ), студент магистратуры ИСТ (Новосибирск, Россия).
Интеграция глухих и слабослышащих в открытый рынок труда
Евгений Сличный — руководитель направления доступности услуг социальной предпринимательской организации Everland (Москва, Россия).
Анна Чернышёва — руководитель направления трудоустройства социальной предпринимательской организации Everland (Москва, Россия).
Хватит сюсюкать: от покровительственного отношения — к партнерству в рабочем общении через понимание культуры глухих
Реза Резвани, PhD — преподаватель прикладной лингвистики, заместитель заведующего кафедрой иностранных языков и лингвистики Ширазского университета (Шираз, Иран).
Модератор: Никита Большаков — кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ «Высшая школа экономики», куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии (Москва, Россия).
Секция - Взгляд на ассистивные технологии и технические средства реабилитации через призму экзистенциальных потребностей
Место проведения: Верхняя платформа Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Александр Герасимов — старший редактор «Рамблер Технологий», бывший редактор издания 4PDA, писатель, журналист, член Союза литераторов России (Москва, Россия).
Максим Исаев — аспирант Московского государственного лингвистического университета, генеральный директор компании Deafon (Москва, Россия).
Эмилия Леонгард — кандидат педагогических наук, сурдопедагог, президент Центра Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей, руководитель направления слухоречевого развития сети центров «Радуга звуков» (Москва, Россия).
Павел Новиков — выпускник МГТУ имени Н. Э. Баумана и Британской высшей школы дизайна, экс-член правления Международной федерации слабослышащих молодых людей (IFHOHYP), общественный деятель (Москва, Россия).
Модератор: Елена Никитина — референт по техническим и правовым компетенциям Центра реабилитации слуха и речи «Тоша&Со» (Москва, Россия).
Перерыв
13:15 - 13:30
Презентация исследования «Формирование идентичности глухих в билингвистическом обучении: архивное исследование эксперимента московской гимназии»
13:30–14:15| Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Евангелина Ливанова, Дарья Мазаева, Наталья Макарова, Василиса Савельева, Ника Чупятова — участники лаборатории «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия).
Модератор: Людмила Лучкова — руководитель отдела просветительских и инклюзивных проектов Музея современного искусства «Гараж» (Москва, Россия
Перерыв на обед
14:15–15:45
Работа секций
15:45–17:30
Секция - Лингвистика жестовых языков: от структуры до социального контекста
Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Синтаксические модели дихотомических вопросительных конструкций в филиппинском жестовом языке
Д. Рафаэль Доминго — руководитель отдела по изучению культурного наследия глухих и филиппинского языка жестов Центра по продвижению образования глухих колледжа Святой Бенильды при Университете Де Ла Саль (Манила, Филиппины).
Способы выражения языковой игры в русском жестовом языке
Елена Иванова — студентка факультета гуманитарных наук бакалавриата «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).
Об особенностях цветообозначения в китайском жестовом языке
Людмила Банкова — кандидат филологических наук, доцент кафедры китайского языка Института иностранных языков Московского городского педагогического университета (Москва, Россия).
Средства интенсификации: особенности использования в русском жестовом языке
Варвара Харитонова — младший научный сотрудник Центра социокогнитивных исследований дискурса (СКоДис) Московского государственного лингвистического университета (Москва, Россия).
У этого музея есть жест? Пример лингвистической инклюзивности в научной коммуникации
Габриэла Хек, PhD — исследователь группы «Доступные музеи и научные центры» (Рио-де-Жанейро, Бразилия).
«A» значит «Акара»: результат десятилетних исследований жестового языка в Нигерии
Ребека Тайво Аджай — сотрудник по связям с сообществом в некоммерческих организациях «Инициатива по спасению глухих и исчезающих языков» и «Руки и голоса коренных народов» (IHAV) (Альбукерке, США).
Аньефон Даниэль Акпан, Dr. — руководитель отдела исследований, образования и обучения в некоммерческих организациях «Инициатива по спасению глухих и исчезающих языков» и «Руки и голоса коренных народов» (IHAV) (Альбукерке, США).
Эммануэль Асонье, PhD — руководитель проекта в некоммерческой организации «Руки и голоса коренных народов» (IHAV) (Альбукерке, США).
Ифеани Ума, Дэвид Пол Эссьен — консультанты по языку глухих в некоммерческих организациях «Инициатива по спасению глухих и исчезающих языков» и «Руки и голоса коренных народов» (IHAV) (Альбукерке, США).
Модератор: Светлана Буркова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института языкознания РАН (Москва, Россия).
Секция - Вопросы перевода жестовых языков в России и за рубежом. Часть 2
Место проведения: Классы Э9-Э10 Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Важность включения вопросов инвалидности в общенациональные платформы
Амаду Ба — преподаватель и переводчик жестового языка в школе для глухих Гамбийской ассоциации глухих и слабослышащих (GADHOH) (Брикама, Гамбия).
На пути к инклюзивной коммуникации: прошлое, настоящее и будущее перевода жестового языка в Эфиопии
Эйясу Хайлю Тамене, PhD —
преподаватель Аддис-Абебского университета (Аддис-Абеба, Эфиопия).
Теория тактильного языка и его подвиды
Анастасия Фоменко — переводчик жестового языка (Северная Каролина, США).
Опыт перевода библейских текстов на русский жестовый язык
Лука Маневич — ведущий научный сотрудник Российского библейского общества (Москва, Россия).
Разработка письменности для русского жестового языка и создание двустороннего словаря
Артём Бойко — студент факультета гуманитарных наук бакалавриата «Фундаментальная и компьютерная лингвистика» НИУ «Высшая школа экономики» (Москва, Россия).
Модератор: Ольга Варинова — заведующая лабораторией русского жестового языка Института социальных технологий Новосибирского государственного технического университета (Новосибирск, Россия).
Секция - Конструируя доступность для глухих в технологиях и культуре: барьеры и решения
Место проведения: Верхняя платформа Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Игры без звука: как я тестировала компьютерные игры на глухую доступность
Мария Каусова — студентка Московского государственного университета технологий и управления (МГУТУ) имени К. Г. Разумовского (Москва, Россия).
Опыт адаптации сервиса «Яндекс Go» для глухих водителей
Карина Байрамова — менеджер проектов и продуктов в компании «Яндекс» (Москва, Россия).
Трудности и решения адаптации медиаматериалов для глухих и слабослышащих посетителей
Людмила Жадан — старший преподаватель Московского городского педагогического университета (Москва, Россия).
Модератор: Максим Исаев — аспирант Московского государственного лингвистического университета, генеральный директор компании Deafon (Москва, Россия).
Кофе-брейк
17:30–18:15
Презентация исследования «Жестовое пение в культуре глухих и его восприятие глухими и слабослышащими людьми
18:15–19:00| Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Алина Бабаева, Анна Зуева, Элина Куркова, Татьяна Лосихина, Патрисия Полещук — участники лаборатории «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия)
Модератор: Юлия Шамсутдинова — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры новых медиа и теории коммуникации факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия).
Закрытие конференции
19:00–19:30| Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Никита Большаков — кандидат социологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ «Высшая школа экономики», куратор программ доступности и инклюзии Музея криптографии (Москва, Россия).
Владислав Колесников — куратор программ для сообщества глухих фонда V–A–C и Дома культуры «ГЭС-2» и междисциплинарного проекта «Исследуя сообщество глухих» (Москва, Россия).
Читка пьесы «МУМУ. Действие четвертое. Дүртенче акт»
19:30–20:15| Место проведения: Актовый зал Дома культуры «ГЭС-2» (Москва, Болотная набережная, 15)
Спектакль режиссеров и перформеров Ангелины Миграновой и Родиона Сабирова «МУМУ. Действие четвертое. Дүртенче акт» был показан в Доме культуры 29–30 мая 2025 года. В его основу легли истории представителей сообщества глухих, собранные в рамках лабораторий в Доме культуры «ГЭС-2» и Музее-заповеднике «Казанский Кремль» в марте 2025 года. Проект продолжил серию документальных спектаклей «МУМУ», созданных членами театрального кружка для глухих, слабослышащих и CODA. На конференции пьесу прочитают участники постановки.
Чтецы
Тима Белов, Ирина Гинзберг, Надежда Голован, Алиса Доронина, Анна Осокина, Эльвира Фасхутдинова
Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.

