Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 11, комн. 512
Телефоны:
+7(495) 772-9590 доп. 22717
+7(495) 772-9590 доп. 11345
Факс:
+7(495) 772 9590 доп. 11308
Email: IOrlov@hse.ru
Атаева А. Г., Санина А. Г., Стырин Е. М. и др.
Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2025. № 1. С. 168-194.
В кн.: От имперской к советской и постсоветской государственности: декларируемый разрыв или реальная преемственность?. М.: ИНИОН РАН, 2024. С. 64-123.
Romanov D., Kiryukhov G., Artivua A. et al.
SSRN Working Paper Series. SSRN Working Paper Series. Social Science Research Network, 2025
27 ноября в Совете Федерации России состоялся круглый стол «О практике использования модельного Налогового кодекса для государств – участников СНГ (МНК СНГ) при совершенствовании законодательства РФ», организованный Комитетом СФ по бюджету и финансовым рынкам.
МНК СНГ разрабатывается с учетом не только практики государств – участников СНГ, но и зарубежной практики, поэтому Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам предложил проанализировать возможность использования наработок модельного Налогового кодекса СНГ для развития российского законодательства.
Сенатор и ведущий круглого стола Андрей Епишин отметил, что МПА СНГ разрабатывает модельные законодательные акты, которые могут быть использованы при разработке или обновлении национального законодательства на всей территории СНГ, что дает возможность в долгосрочной перспективе гармонизировать и даже унифицировать налоговое законодательство государств – участников (например, в рамках Евразийского Экономического союза).
Владимир Тютюрюков рассказал об отдельных положениях МНК СНГ, которые могут быть интересны и применимы для совершенствования налогового законодательства России: разделение налоговых льгот и преференций, соотнесение полномочия по установлению налоговых льгот с уровнем, на котором устанавливается налог, формализация роли налоговых консультантов, выделение норм по налоговому администрированию в отдельный раздел, внедрение отдельной регистрации плательщиков НДС и создание института «налоговых омбудсменов» (посредников в решении налоговых споров).
Представители Министерства финансов России и ФНС России поддержали идею закрепления фактически сложившейся роли налоговых консультантов и заинтересовались идеей «налоговых омбудсменов», но с осторожностью отнеслись к иным предложениям, которые требуют, по их мнению, дополнительного обсуждения в профессиональной среде.
Советник директора научно-исследовательского Финансового института Министерства финансов РФ Сергей Шаталов отметил удобство выделения отдельной части по налоговому администрированию в НК РФ и полезность некоторых иных новаций МНК СНГ, не озвученных в докладе. Он также предложил выпустить новую редакцию НК РФ: нумерация статей и стилистика действующего НК РФ усложняют его чтение и применение. Заведующий кафедрой финансового права РГУП Имеда Цинделиани поддержал идею формирования части по налоговому администрированию в НК РФ, отметив удобство этой идеи для налогоплательщиков.
По итогам обсуждения Комитет СФ по бюджету и финансовым рынкам планирует подготовить предложения по совершенствованию налогового законодательства.