Экспедиция Д.Г. Мессершмидта по Енисейской Сибири в 1721-1725 годах
24 июня в рамках семинара рабочей группы «Подготовка чиновников по особым поручениям» состоялся доклад Елизаветы Солоненко, основанный на книге Даниэля Готлиба Мессершмидта «Научная экспедиция по Енисейской Сибири 1721-1725».
На русскую службу Мессершмидта пригласил лично Петр I. Целью экспедиции было «изыскание всяких раритетов». Впоследствии сам Мессершмидт расширил это задание и занимался не только сбором сибирских артефактов, но и делал географические описания, беседовал с представителями сибирских народов, исследовал местные языки, а также занимался археологией, за что его стали называть первопроходцем археологии на территории Сибири. Сведения о быте сибирских народов и языках он собирал, беседуя с местными жителями. В течение всей экспедиции Мессершмидт активно вел дневник наблюдений, перевод которого и обсуждался в рамках семинара рабочей группы.
1721 год экспедиции прошел в пути до Абаканского острога. В 1722 путешественники из Красноярска, пройдя реки Большой и Малый Кемчуг, продвигались по Чулыму на юг, достигнув крайней южной точки намеченного маршрута в Енисейской Сибири – устья реки Джебаш (совр. Джабаш), правого притока Абакана. Зимовали путешественники в Красноярске, до которого они шли сплавом по Енисею. В 1723 году экспедиция двинулась на север. Дойдя до Мангазеи (совр. Туруханск), они поднимались по Нижней Тунгуске вплоть до левого притока – Илимпеи. Проведя зиму в Иркутске, Мессершмидт получил приказ о немедленном прекращении экспедиции и возвращении в Петербург. Однако, желая прежде взглянуть на озеро Далайнор, Мессершмидт отправился на восток, пересек русско-китайскую границу, где его задержали, и возвращение в Петербург затянулось еще на два года. По возвращении в столицу, Мессершмидт обнаружил, что несмотря на богатые материалы, собранные им в Сибири, научное сообщество настроено против него.
Впоследствии, ввиду жизненных обстоятельств, Мессершмидт на три года уезжает в Европу, а когда возвращается в Петербург, подорванное в ходе тяжелых экспедиционных лет здоровье, не позволяет ему заниматься наукой.
Большая часть сохранившихся артефактов, собранных Мессершмидтом, была передана в Кунсткамеру Петра Великого, где хранится и сейчас. «Кунсткамера, благодаря усердию Мессершмидта, так обогатилась отечественными экспонатами и редкостями, что это превзошло всякие ожидания», – писал о научном вкладе исследователя Г.Ф. Миллер, автор «Истории Сибири», цитата которого приводится в анализируемом издании дневников исследователя.