Армия и политика в государствах Центральной Азии в постсоветский период
6 ноября состоялся очередной семинар, организованный рабочей группой "Цена стабильности: как расходы на оборону связаны с устойчивостью государств?". Свой доклад на тему “Армия и политика в государствах Центральной Азии в постсоветский период" представил Евгений Иванов.
В выступлении были затронуты вопросы военного строительства в постсоветских странах. После распада Советского Союза новые государства столкнулись с необходимостью самостоятельно поддерживать порядок внутри страны и оборонять государственные границы.
Частично, это удалось организовать за счёт наследия советской армии, однако этот ресурс со временем исчерпывался, что поставило задачу по модернизации вооруженных сил. Решать этот вопрос пришлось параллельно с государственным строительством, национальным строительством и переходом к условиям рынка (разной степени открытости).
Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан будучи членами ОДКБ получали доступ к поставкам вооружений из России по приемлемым ценам. Кроме того, в Таджикистане на границе с Афганистаном действует российская воинская часть. Таким образом, частично расходы на поддержание стабильности внутри этих центральноазиатских республик взяла на себя Россия, выступив гарантом безопасности. Примером тому может служить вовлеченность ОДКБ в стабилизацию ситуации в Казахстане во время беспорядков января 2022 года.
Туркменистан, получая ренту от экспорта природного газа, смог закупать вооружения у различных поставщиков и, вероятно, существенно модернизировал собственные вооруженные силы, но ввиду закрытости этого государства более точных оценок предоставить невозможно. Узбекистан в последние годы наращивал расходы на оборону, что может указывать на то, что узбекистанская армия обновляется и перевооружается. Предполагается, что это позволит укрепить стабильность государства на фоне процессов, происходящих в центральноазиатском регионе (периоды активизации джихадистов, кризис в Афганистане и др.).
Презентация