• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Гибкость поведенческих стратегий россиян на микро- и макроуровнях

На ежегодных Ковалевских чтениях Санкт-Петербургского государственного университета в своих докладах преподаватели департамента социологии Максим Маркин и Евгения Надеждина, а также аспирантка Аспирантской школы по социологическим наукам Елена Швецова продемонстрировали, что туристические практики населения России и способы решения бизнес-вызовов наиболее финансово обеспеченными социальными группами отличаются высокой адаптивностью к внешним условиям.

Гибкость поведенческих стратегий россиян на микро- и макроуровнях

Во второй половине ноября 2023 года в Санкт-Петербургском государственном университете прошли XVII Ковалевские чтения «Российское общество сегодня: ценности, институты, процессы». На них два доклада представили участники рабочей группы факультета социальных наук «Туристический рынок в меняющейся социальной реальности: направления развития, участники, методы изучения».

Старший преподаватель департамента социологии Максим Маркин и доцент департамента социологии Евгения Надеждина рассказали о результатах своего четырехлетнего исследования туристических практик населения на Черноморском побережье России. В период с 2019 по 2022 годы они вместе со студентами проводили полевые экспедиции в крымском поселке Николаевка, Балаклаве, Феодосии, Анапе и Сочи. Согласно полученным результатам, пандемия коронавируса не переломила тренд на ускоренное развитие массового туризма в современной России. Послабления, а затем и отмена эпидемиологических ограничений приводили к гибкой подстройке отдыхающих под актуальные условия. Туризм по-прежнему остается одним из основных способов выхода за пределы повседневной рутины, и даже пандемия не стала препятствием на его пути. В текущих условиях туристические практики населения продолжают реализовываться с учетом складывающейся геополитической ситуации и логистической доступности курортов.

В центре внимания аспирантки Аспирантской школы по социологическим наукам Елены Швецовой были поведенческие стратегии сверхбогатых россиян. Эмпирический анализ опирался на собственную оригинальную базу данных, которая содержит систематизированную автором информацию, собранную в открытых источниках. Полученные результаты говорят о том, что способы решения бизнес-вызовов наиболее финансово обеспеченными социальными группами выбирались ими скорее реактивно, нежели превентивно. Иными словами, смена вектора поведенческой стратегии была в большинстве случаев детерминирована уже введенными санкциями. Прежде всего, речь идет о делегировании управления своим бизнесом аффилированным лицам, то есть трансформация структуры собственности, как правило, носила номинальный характер.