• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Городская повседневность: контуры поля обозначены

Как определить повседневность? Несет ли этот термин содержательный смысл или является слишком неконкретным, слишком всеобъемлющим? А само городское пространство – это физический «контейнер» или что-то большее? И пригодится ли социологу знание о сенсорном восприятии пространства? С разбора этих вопросов начался первый семинар рабочей группы факультета социальных наук «Городская повседневность на микроуровне».

Городская повседневность: контуры поля обозначены

На первом семинаре рабочей группы «Городская повседневность на микроуровне», который состоялся 22 сентября, Анна Стрельникова обозначила основные направления исследований городской жизни и городского социального порядка на микроуровне. Активная дискуссия затронула различные аспекты тематического «зонтика» группы: повседневность, пространство, мобильность, исключенность, идентичность, городской активизм, городские сети, технологии и инфраструктуры, городская атмосфера и сенсорика города.

Как определить повседневность? Несет ли этот термин содержательный смысл или является слишком неконкретным, слишком всеобъемлющим?

В социально-исторических исследованиях принято к повседневности относить то, что за пределами сферы труда и занятости. Это быт и культура, частная жизнь (все, что не касается формализованных практик, в которые вовлечен индивид) и среда обитания, в которой возможны как спонтанные действия, так и механические, рутинные. Если говорить именно о городской повседневности, то можно также вспомнить концепт «микроурбанизм», предложенный О.Запорожец и ее коллегами около 10 лет назад: они пытались описать на разных кейсах микроуровень городской жизни (локальный городской туризм, городскую микромобильность и многое другое). То есть, повседневность – это некий микроуровень городской жизни, то, что можно описать через индивидуальные практики, привычные, рутинные, не всегда отрефлексированные самим актором. Некоторое уточнение мы находим и у Е.Ярской-Смирновой, которая при анализе социальных эксклюзий описала повседневность как микроуровень социальных интеракций, в которых могут нарушаться и перенастраиваться ритмы городской жизни. В этом определении мы видим действие, которое и создает повседневность. Т.е. повседневность – это не просто абстракция, а именно действия, которые происходят и перенастраивают ритм городской жизни.  

Городское пространство – как физический «контейнер» и как разноуровневые репрезентации

В пространстве как «контейнере» происходят события, которые воспринимаются и описываются горожанами, становясь уже представлениями и репрезентациями (по Лефевру). Отметим, что в наших исследованиях речь будет идти скорее о городском публичном пространстве, потому что может быть и приватное пространство. И оно не всегда доступно социологическому изучению, хотя мы можем о нем косвенно узнать. В свою очередь, публичные пространства принято разделять на открытые (общедоступные без ограничений), пространства для перемещений (улицы, тротуары) и третьи места (полупубличные, транзитные). Они тоже могут использоваться для общения, для коммуникации, но они “чьи-то”. Доступ к ним может быть ограничен, он не безусловный, и в этом смысле эти места могут иметь свой специфический статус, они полупубличные. Отдельно также выделяются “не-места”, которые формируют отчуждение. Во всех публичных пространствах могут взаимодействовать стихийным образом горожане, которые не знакомы друг с другом. Это важно для описания повседневности и для описания городского пространства. Т.е. городские пространства - это потенциальная возможность любых видов взаимодействия с незнакомыми людьми.

Сенсорика города

Важно понимать, что есть определенный слой описания городского пространства, который не сводится к физическому «контейнеру», но не сводится и к репрезентациям - это отдельный слой сенсорного восприятия пространства. И социологически мы можем каким-то образом к нему подступиться. Это атмосфера города, его звуки, эмоции, это городская аутентичность, исследованием которой занимается, например, Ксения Калашникова, наша новосибирская коллега, это «душа города». Это тоже метафора, а не социологическое понятие, однако именно о душе, на наш взгляд, говорил Лефевр, когда описывал пространственные повседневные практики, говоря о том, что есть механическая повседневность – то, что регулируется и направляется сверху. И есть спонтанность горожанина, которая возможно только тогда, когда он чувствует эту “душу города” как что-то живое и настоящее.

Участники семинара рабочей группы.
Стрельникова А.В.