Городская повседневность: контуры поля обозначены
Как определить повседневность? Несет ли этот термин содержательный смысл или является слишком неконкретным, слишком всеобъемлющим? А само городское пространство – это физический «контейнер» или что-то большее? И пригодится ли социологу знание о сенсорном восприятии пространства? С разбора этих вопросов начался первый семинар рабочей группы факультета социальных наук «Городская повседневность на микроуровне».
На первом семинаре рабочей группы «Городская повседневность на микроуровне», который состоялся 22 сентября, Анна Стрельникова обозначила основные направления исследований городской жизни и городского социального порядка на микроуровне. Активная дискуссия затронула различные аспекты тематического «зонтика» группы: повседневность, пространство, мобильность, исключенность, идентичность, городской активизм, городские сети, технологии и инфраструктуры, городская атмосфера и сенсорика города.
Как определить повседневность? Несет ли этот термин содержательный смысл или является слишком неконкретным, слишком всеобъемлющим?
В социально-исторических исследованиях принято к повседневности относить то, что за пределами сферы труда и занятости. Это быт и культура, частная жизнь (все, что не касается формализованных практик, в которые вовлечен индивид) и среда обитания, в которой возможны как спонтанные действия, так и механические, рутинные. Если говорить именно о городской повседневности, то можно также вспомнить концепт «микроурбанизм», предложенный О.Запорожец и ее коллегами около 10 лет назад: они пытались описать на разных кейсах микроуровень городской жизни (локальный городской туризм, городскую микромобильность и многое другое). То есть, повседневность – это некий микроуровень городской жизни, то, что можно описать через индивидуальные практики, привычные, рутинные, не всегда отрефлексированные самим актором. Некоторое уточнение мы находим и у Е.Ярской-Смирновой, которая при анализе социальных эксклюзий описала повседневность как микроуровень социальных интеракций, в которых могут нарушаться и перенастраиваться ритмы городской жизни. В этом определении мы видим действие, которое и создает повседневность. Т.е. повседневность – это не просто абстракция, а именно действия, которые происходят и перенастраивают ритм городской жизни.
Городское пространство – как физический «контейнер» и как разноуровневые репрезентации
В пространстве как «контейнере» происходят события, которые воспринимаются и описываются горожанами, становясь уже представлениями и репрезентациями (по Лефевру). Отметим, что в наших исследованиях речь будет идти скорее о городском публичном пространстве, потому что может быть и приватное пространство. И оно не всегда доступно социологическому изучению, хотя мы можем о нем косвенно узнать. В свою очередь, публичные пространства принято разделять на открытые (общедоступные без ограничений), пространства для перемещений (улицы, тротуары) и третьи места (полупубличные, транзитные). Они тоже могут использоваться для общения, для коммуникации, но они “чьи-то”. Доступ к ним может быть ограничен, он не безусловный, и в этом смысле эти места могут иметь свой специфический статус, они полупубличные. Отдельно также выделяются “не-места”, которые формируют отчуждение. Во всех публичных пространствах могут взаимодействовать стихийным образом горожане, которые не знакомы друг с другом. Это важно для описания повседневности и для описания городского пространства. Т.е. городские пространства - это потенциальная возможность любых видов взаимодействия с незнакомыми людьми.
Сенсорика города
Важно понимать, что есть определенный слой описания городского пространства, который не сводится к физическому «контейнеру», но не сводится и к репрезентациям - это отдельный слой сенсорного восприятия пространства. И социологически мы можем каким-то образом к нему подступиться. Это атмосфера города, его звуки, эмоции, это городская аутентичность, исследованием которой занимается, например, Ксения Калашникова, наша новосибирская коллега, это «душа города». Это тоже метафора, а не социологическое понятие, однако именно о душе, на наш взгляд, говорил Лефевр, когда описывал пространственные повседневные практики, говоря о том, что есть механическая повседневность – то, что регулируется и направляется сверху. И есть спонтанность горожанина, которая возможно только тогда, когда он чувствует эту “душу города” как что-то живое и настоящее.
Стрельникова Анна Владимировна
Кафедра методов сбора и анализа социологической информации: Доцент