Выступление Бибигуль Искаковой на конфереции в Порто
20-22 июля 2022 года в городе Порту (Португалия) и в формате онлайн состоялась 3-я Международная конференция исследований в образовании. Мероприятие было организовано Центром исследований и инноваций в образовании (inED) Школы образования - структурой, объединяющей исследователей из различных взаимосвязанных областей знаний, вносящих вклад в широкое и систематическое изучение образования. Были следующие темы: Педагоги и педагогическое образование; Специальное образование и инклюзия; Культура, искусство и образование; Вызовы общества и образование.
Участница научно-учебной группы Бибигуль Искакова совместно с ассистентом Венского университета Евой Кляйнляйн и доктором наук Даманхурского университета Моной Эмара подготовили и представили доклад «Making Sense of Inclusive Teacher Education. A Comparative Analysis of University Professors’ Perceptions of Inclusive Education Programs of Universities in Egypt, Germany and Russia» в гибридном формате (онлайн и на месте). Исследование представляет собой сравнительный анализ систем и принципов подготовки учителей к инклюзивному образованию в трех университетах (Билефельдский университет, Тюменский государственный университет и Даманхурский университет) трех различных континентов через интервьюирование участников этих конкретных программ подготовки учителей.
По результатам качественного контент-анализа (Drisko & Maschi 2015) были определены ключевые области для проектирования и развития программ. Во-первых, анализ еще раз указал на то, что структурные элементы и нормативно-правовое регулирование имеют большое значение и создают препятствия и шансы для развития университетских программ. Во-вторых, интервью подчеркнули важность личного восприятия, мнений и мотивации заинтересованных сторон в университете. Их стратегическое отношение к фиксированным правилам и идеалистическим идеям оказалось важным фактором, которому до сих пор не уделялось должного внимания. В-третьих, сравнительный анализ интервью выявил ряд особенностей университетских программ, которые, помимо прочего, можно отнести к контекстуальным различиям. Для того чтобы улучшить инклюзивное педагогическое образование во всем мире, кросс-контекстуальный анализ этих подходов может помочь расширить взгляд и получить новые перспективы.
Бибигуль в 2021 году стала лауреатом конкурса «НИРС 2021» и планировала реализовать тревел-грант для поездки на конференцию. Но обстоятельства сложились так, что не удалось быть на конференции очно. «Благодаря оперативным ответам организационного комитета конференции мы решили выступить и онлайн, и офлайн. Атмосфера была очень дружелюбной и уютной. Несмотря на то, что возникали технические сложности, все прошло на позитивной ноте. Нас ждут на следующий год уже очно.»