Конфликт мотивационных установок в процессе развития инклюзивного образования у родителей и педагогов как субъектов образовательного процесса
28 октября состоялся семинар Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный обсуждению мотивационных установок в процессе развития инклюзивного образования у родителей и педагогов как субъектов образовательного процесса (на примере Республики Беларусь)
Докладчиками семинара выступили: Татьяна Синица (к.п.н., доцент кафедры общей и медицинской психологии Белорусского государственного университета, учредитель информационного социально-благотворительного учреждения помощи детям с особенностями психофизического развития и членам их семей «freeMOWA») и Сергей Горбунов (магистрант ОП «Социология публичной и деловой сферы», член НУГ «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья»). В качестве дисскуссанта в семинаре приняла участие Дарья Присяжнюк (к.с.н., старший преподаватель, заместитель декана Факультета социальных наук, старший научный сотрудник МЛ ИСИ НИУ ВШЭ).
Вопрос развития инклюзивного образования в настоящее время активно поднимается в контексте развития образовательных практик на территории постсоветских стран, в том числе и в Беларуси. В целом стратегия и тактика развития инклюзивного образования включены в общую концепцию развития инклюзивного общества. Инклюзия предполагает уважение ко всем гражданам, отношение к любому человеку как равному, включение его в общение и социальное взаимодействие. Соответственно, постепенно необходимо закладывать такую стратегию инклюзии в образовании, при которой будет организована поддержка всех субъектов образовательного процесса — как учеников, так и взрос- лых, начиная с учителей, администрации и других сотрудников школы, заканчивая родителями, опекунами учеников и всеми членами местного сообщества.
На данном этапе пути к инклюзии необходимо наблюдать и анализи- ровать мотивационные тенденции и установки, которые проявляются у людей, уже включенных в процесс развития инклюзии на этапе организации и воплощения различных форм интегрированного обучения как переходного варианта к инклюзивному образованию (такая стратегия принята в рамках изменения образования в Республике Беларусь). Анализ зафиксированных мотивационных установок дает возможность детально рассмотреть и понять, каким образом возникают барьеры на пути получения образования для любого ребенка в общей школе, а особенно для ребенка с особенностями психофизического развития.
Данные, полученные в социологическом исследовании научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья» в рамках проекта «Факторы школьной инклюзии детей с инвалидностью в постсоветских странах: роль социального капитала», позволил авторам подробно проанализировать мотивационные установки и тенденции трех групп респондентов — родителей детей с ОПФР, родителей обычных детей и учителей, и показал, что респонденты трех групп имеют разный опыт, разный уровень понимания инклюзии как таковой, разную степень ответственности и вовлеченности. И это, скорее всего, оказывает влияние на их мотивационные установки, которые могут входить в противоречие и в конфликт друг с другом.
Родители обычных детей находятся в наиболее спокойной ситуации, и для них развитие инклюзивного общества и образования — процесс развития демократических процессов, проявление сочувствия и благо- родства. Подобные данные по мотивации к развитию инклюзии у роди- телей обычных детей есть и в исследованиях зарубежных коллег
Родители обычных детей находятся в наиболее спокойной ситуации, и для них развитие инклюзивного общества и образования — процесс развития демократических процессов, проявление сочувствия и благородства. Подобные данные по мотивации к развитию инклюзии у роди- телей обычных детей есть и в исследованиях зарубежных коллег. Родители детей с ОПФР наполнены опытом ежедневного взаимодействия с ребенком с инвалидностью, у них есть страхи за будущее своего ребенка, что выражается в стремлении социализировать его в ближайшем окружении.
Для учителей развитие инклюзивного образования — это процесс серьезных изменений в условиях и способах работы. Поэтому мотивация учителей может быть противоречивой, снижаться в связи с личностными барьерами, а также в связи с неблагоприятными сложными внешними условиями при недостаточной психологической, методической и финансовой поддержке.