• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Проблемы и вызововы инклюзивного образования в Республике Коми

14 октября состоялся семинар Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный обсуждению проблем и вызовов инклюзивного образования в Республике Коми (на материалах опроса родителей и педагогов). Доклад был представлен Наталией Каменевой – специалиста Коми республиканского общества «Всероссийской организации инвалидов» (далее – КРО «ВОИ»). Дискуссантом выступил член НУГ Сергей Горбунов

Проблемы и вызововы инклюзивного образования в Республике Коми

В докладе были представлены итоги исследований КРО «ВОИ» в области оценки состояния инклюзии и перспектив его развития в общеобразовательных организациях Республики Коми с позиции родителей и с позиции учителей.

Отметим, что изначально с проблемой образования детей с особыми образовательными потребности родители обращались в КРО «ВОИ», отсюда появилась потребность выявить актуальные условия развития инклюзивного образования в данном регионе.

В докладе было указано о том, что только половина педагогов готова рассматривать инклюзию с позиции включения детей различных нозологий в образовательный процесс, при этом педагоги по разному оценивали возможность включения детей с теми или иными потребностями: так было отмечено, что школы в Республике Коми способны обучать школьников с нарушением зрения, опорно-двигательного аппарата и в меньшей степени, школьников с нарушением слуха и нетипичного поведения или ментальных расстройств.

Основной сопротивляющейся силой развития инклюзивного образования Наталия Каменева отметила следующие:

1. Учителя не готовы содействовать развитию инклюзии из-за высокой нашрузки на преподавательский состав, из-за чего преподаватели не готовы дополнительно нагружать себя работой за обучением детей, требующих определенного подхода в обучении;

2. Молодые учителя с бо́льшей охотой откликаются на использование инклюзивных практик в классе и откликаются лучше о возможности обучения всех детей в одном классе вне зависимости от особых образовательных потребностей, тогда как более опытные коллеги не проявляют данной инициативы, ввиду устоявшейся модели обучения школьников и нежелания изменения концепции обучения;

3. Для успешной реализации инклюзивного образования требуется подключения тьютора, как новой профессии, которая будет способствовать включению детей с ООП в классе и способствовать улучшению психологического климата между отношениями учеников.

С последней позицией также согласны и родители, которые принимали участие в опросе. В целом, родители в регионе больше удовлетворены инклюзивностью школ, нежели удовлетворены, чему способствует полиэтничность школ и проявлению взаимного уважения среди учеников и родителей к различным национальных и культурным представительствам в школах.

 

Дополнительно в докладе были обозначены точки роста для развития инклюзивного образования в регионе по мнению родителей и педагогов, что важно учитывать при формировании инклюзивной политики в Республике Коми, о чем также доложила Наталия Каменевой, что полученные результаты оказались неожиданными и весьма полезными для составления исчерпывающей картины инклюзивного образования в указанном регионе.