• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся завершающий семинар НУГ

Состоялся завершающий семинар НУГ, на котором обсуждались предварительные результаты исследования инклюзивного образования в России

Состоялся завершающий семинар НУГ

28 июня состоялся завершающий семинар Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный оценке инклюзивного образования в России. Предварительные результаты опроса по оценке мнений педагогов и родителей, которые представил член НУГ Алексей Воронков. В докладе были представлены описания средних показателей и распределений по ключевым переменным исследования.

Было показано, что с точки зрения всех затронутых в исследовании социальных групп – учителей специальных школ для детей с особыми образовательными потребностями (ООП), родителей детей с ООП и родителей детей с ООП – ответственность на повышение инклюзивности российского общества лежит на государстве. Касательно восприятия респондентами реальной ситуации с госудаственной политики в сфере инклюзии были получены неоднозначные выводы. С одной стороны, участники исследования в целом считали, что государственная поддержка инклюзии ниже должного уровня. Однако при этом родители детей с ООП в среднем нейтрально оценивают государственную помощь.

Сравнение исследованных показателей между учителями и двумя группами родителей показало, что в целом мнение учителей относительно распределения ответственности за инклюзию различных социальных акторов скорее ближе мнению родителей детей с ООП, чем остальным. Этот результат может свидетельствовать о том, что профессиональная культура учителей близка взглядам родителей детей с ООП. Однако в то же время преподаватели оцненивают свою роль в инклюзивности как менее значимую, чем с точки зрения родителей.

В докладе также были представлены результаты статистического анализа социального окружения детей и установок учителей и родителей по отношению к инклюзии. В случае социального окружения, было выявлено, что наибольшие проблемы дети с ООП испытывают в неформальных отношениях со сверстниками: по мнению их родителей, таким детям сложнее заводить друзей и поддерживать с ними устойчивые отношения. Такой результат может свидетельствовать о том, что в случае России инклюзия не укоренена на культурном уровне.

Относительно анализа установок родителей и учителей по отношению к инклюзии в доксладе были озвучены первичные результаты статистического моделирования. Анализ показал, что в случае и родителей обеих категорий, и учителей на степень позитивного отношения к инклюзии положительно влияют материальное положение, женский пол и возраст. Таким образом, наиболее склонными к поддержке инклюзии являются возрастные женщины высокого материального положения. Напротив, было выявлено, что уровень образования не оказывает значимого влияния ни в случае родителей, ни в случае учителей. Наконец, неоднозначные результаты были получены в исследовании влияния места жительства: если родители относятся к инклюзии одинаково вне зависимости от размера населенного пункта, в котором они проживают, то учителя более склонны позитивно оценивать инклюзию в случае проживания в больших городах.Состоялся завершающий семинар НУГ, на котором обсуждались предварительные результаты исследования инклюзивного образования в России

28 июня состоялся завершающий семинар Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный оценке инклюзивного образования в России. Предварительные результаты опроса по оценке мнений педагогов и родителей, которые представил член НУГ Алексей Воронков. В докладе были представлены описания средних показателей и распределений по ключевым переменным исследования.

Было показано, что с точки зрения всех затронутых в исследовании социальных групп – учителей специальных школ для детей с особыми образовательными потребностями (ООП), родителей детей с ООП и родителей детей с ООП – ответственность на повышение инклюзивности российского общества лежит на государстве. Касательно восприятия респондентами реальной ситуации с госудаственной политики в сфере инклюзии были получены неоднозначные выводы. С одной стороны, участники исследования в целом считали, что государственная поддержка инклюзии ниже должного уровня. Однако при этом родители детей с ООП в среднем нейтрально оценивают государственную помощь.

 

Сравнение исследованных показателей между учителями и двумя группами родителей показало, что в целом мнение учителей относительно распределения ответственности за инклюзию различных социальных акторов скорее ближе мнению родителей детей с ООП, чем остальным. Этот результат может свидетельствовать о том, что профессиональная культура учителей близка взглядам родителей детей с ООП. Однако в то же время преподаватели оцненивают свою роль в инклюзивности как менее значимую, чем с точки зрения родителей.

В докладе также были представлены результаты статистического анализа социального окружения детей и установок учителей и родителей по отношению к инклюзии. В случае социального окружения, было выявлено, что наибольшие проблемы дети с ООП испытывают в неформальных отношениях со сверстниками: по мнению их родителей, таким детям сложнее заводить друзей и поддерживать с ними устойчивые отношения. Такой результат может свидетельствовать о том, что в случае России инклюзия не укоренена на культурном уровне.

Относительно анализа установок родителей и учителей по отношению к инклюзии в доксладе были озвучены первичные результаты статистического моделирования. Анализ показал, что в случае и родителей обеих категорий, и учителей на степень позитивного отношения к инклюзии положительно влияют материальное положение, женский пол и возраст. Таким образом, наиболее склонными к поддержке инклюзии являются возрастные женщины высокого материального положения. Напротив, было выявлено, что уровень образования не оказывает значимого влияния ни в случае родителей, ни в случае учителей. Наконец, неоднозначные результаты были получены в исследовании влияния места жительства: если родители относятся к инклюзии одинаково вне зависимости от размера населенного пункта, в котором они проживают, то учителя более склонны позитивно оценивать инклюзию в случае проживания в больших городах.