Состоялся восьмой семинар НУГ, на котором обсуждалась реальная ситуация с инклюзивным образованием в Грузии.
28 мая состоялся восьмой семинар Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», на котором обсуждалась реальная ситуация с инклюзивным образованием в Грузии. Данный семинар был заключительным в вопросах анализа состояния инклюзивного образования в странах ближнего зарубежья.
Встреча началась с выступления независимого консультанта из Тбилиси Нино Циклаури, которая помогла нам собрать данные в Грузии, за что мы ей очень благодарны. В ходе своего доклада Нино Циклаури рассказала о процессе сбора данных в грузинских школах. Погрузив слушателей семинара в обстановку в стране, представитель из Грузии поведала о невидимой стороне данного исследования, выделив факторы, которые препятствовали сбору данных и которые, наоборот, поспособствовали этому. Нино Циклаури столкнулась с проблемой нежелания родителей участвовать в опросе и нежелания признавать положение своего ребенка, а также с проблемой отсутствия официального разрешения на проведение данного исследования со стороны властных структур, поскольку первостепенно было решение вопросов эпидемиологической ситуации в стране. Тем самым, исследование затянулось на длительное время. Но помогло осуществить данный опрос наличие опыта сотрудничества и личных связей в школьной среде и помощь со стороны неправительственных организаций. Таким образом, данный доклад раскрыл участникам семинара все подводные камни процесса сбора данных в грузинских школах.
Далее семинар продолжила Медея Бадашвили, PhD, доцент факультета социальных и политических наук, руководитель магистерской программы гендерных исследований Тбилисского государственного университета. Медея Бадашвили начала свое выступление с освящения уровней образования в Грузии, заострив внимание на общем образовании, получаемом в школе. Рассказывая о механизме разработки индивидуальной учебной программы для учащихся с особыми образовательными потребностями, выступающая поведала участникам семинара о наличии в Грузии сформированной многопрофильной группы по инклюзивному обучению при Министерстве образования и науки, которая занимается оценкой способностей учащегося с ООП, а также поделилась информацией о проведении мониторинга инклюзивного образования, представив статистические показатели количества обучающихся с инвалидностью в грузинских школах.
Завершающий доклад был представлен членом НУГ Ивановой Марией, которая поделилась первыми результатами опроса родителей и педагогов относительно оценки инклюзивного образования в Грузии. Согласно полученным результатам, и родители, и педагоги поддерживают идею инклюзивного образования, но при этом, функцию его развития отводят государству. На фоне этого у участников семинара возник вопрос, развивший дискуссию: кто еще, помимо государства, и как должен способствовать развитию инклюзивного образования?
В дальнейшем участникам НУГ предстоит анализ результатов с учетом культурных и исторических особенностей данной страны, которые обсуждались в ходе дискуссии.
Тем самым, делая некоторые сравнения инклюзивного образования с другими странами ближнего зарубежья, участники семинара пришли к выводу о том, что инклюзивное образование в Грузии стремительно набирает обороты, но все же имеются некоторые проблемы.