• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся семинар НУГ по оценке инклюзивного образования в Украине

7 апреля состоялся шестой семинар Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный оценке инклюзивного образования в Украине.

Состоялся семинар НУГ по оценке инклюзивного образования в Украине

Дискуссия началась с доклада Александры Дейнеко, доцента кафедры социологии Харьковского национального университета им. В.Н. Карамзина. Александра дала нормативно-ценностную оценку инклюзивного образования в Украине. Затем концептуальный анализ действующей системы образования детей с инвалидностью и особыми образовательными потребностями в Украине продолжила Ольга Филиппова, доцент, зам. декана социологического факультета Харьковского национального университета им. В.Н. Карамзина. В ходе дискуссии были обнаружены основные проблемы инклюзивного образования в Украине, связанные с особенностями действующей системы образования и нормативно-правовой повесткой в этой сфере.

Предварительные результаты опроса по оценке мнений педагогов и родителей, которые представила член НУГ Екатерина Долгова, смогли дополнительно проблематизировать современное состояние образовательной инклюзии в Украине. Если учитывать представленные экспертами особенности образовательной инклюзии в Украине, общие тенденции в ее отношении в постсоветском пространстве, которые освещались на предыдущих семинарах, и мнения педагогов и родителей, то у инклюзивного образования в Украине есть высокий потенциал для возможного улучшения. На данный момент государство играет незначительную роль в развитии образовательной инклюзии в Украине. Согласно результатам опроса, учителя считают, что наиболее важная роль в развитии инклюзии должна принадлежать государству, тогда как в реальности она принадлежит директорам школ, а также родителям детей с инвалидностью и людям с инвалидностью.

Практически все родители и чуть больше половины педагогов поддерживают образовательную инклюзию в Украине, однако чуть более трети (34%) родителей детей с ООП не удовлетворены знаниями и навыками учителей в области инклюзии. При этом, по мнению учителей, школьное образование в большей степени инклюзивно для учащихся с интеллектуальными нарушениями, а по мнению родителей – для учащихся с инвалидностью по зрению и слуху.

Стоит отметить, что последствия перехода на дистанционное обучение в связи с пандемией коронавируса оказались менее серьезными для детей с ООП, нежели для детей без ООП. Выявлению причин этого и уточнению полученных результатов будет посвящен дальнейший анализ данных, однако уже сейчас можно предположить, что такой успешное онлайн-обучение может объясняться особенностями выборки: среди указанных у детей родителями форм инвалидности лидируют нарушения зрения. Кроме того, как отметили Александра и Ольга, большинство школ в Украине позиционируют себя как инклюзивные, что также могло повлиять на менее болезненный для детей с ООП переход на дистанционное обучение.