• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Четвертый семинар НУГ

17 марта состоялся четвертый семинар Научно-учебной группы «Инклюзивное общество: сравнительный анализ структурных условий и мнений инсайдеров в России и странах ближнего зарубежья», посвященный проблематике инклюзивного образования в Таджикистане и Кыргызстане.

Четвертый семинар НУГ

В первой части семинара обсуждались вопросы инклюзивного образования в Таджикистане, которые представил директор общественной организации "Econimics and Education" Шодибег Кодиров, тем самым погрузив участников конференции в контекст инклюзии в Таджикистане. Помимо этого, результаты Шодибега Кодирова были дополнены предварительными итогами опроса об оценке инклюзии и отношений между родителями и детьми, которые представил Сергей Горбунов.

Исходя из полученных данных опроса было зафиксировано, что родителя детей без ООП оценивают хуже знание и навыки учителей в области инклюзии, тогда как родители детей с ООП более удовлетворены знаниями педагогов. Как прокомментировал результаты Шодинбег это связано с большей осведомленностью родителей детей с ООП о необходимых требованиях инклюзии, что в целом, говорит о стереотипном представлении у родителей с детьми без ООП.

Также было зафиксировано, что педагоги оценивают свой и директоров школ реальный вклад в развитии инклюзии в сфере образования выше, чем родители, дополняя эти данные Шодибег отметил, что это относиться к специфике реализации инклюзивного образования в Таджикистане, что и обуславливает такие данные. 

Кроме того, в рамках семинара прошло обсуждение инклюзивного образования в Кыргызстане и дана его оценка экспертами. Рахат Орозова выступила с докладом о мифах и реальности образовательной инклюзии в Кыргызстане, Екатерина Долгова поделилась предварительными результатами опроса по оценке инклюзивного образования педагогами, а также родителями детей с инвалидностью и без нее. 

В ходе обсуждения обнаружен высокий потенциал развития и улучшения инклюзивного образования в школах, если при его разработке учитывать национальные особенности и опираться на опыт исследователей в этой отрасли. Согласно проведенному опросу, выяснилось, что в целом и родители, и педагоги поддерживают идею инклюзивного образования, однако при этому чуть более трети родителей детей с ООП не удовлетворены знаниями и навыками учителей в области инклюзии. По сравнению с детьми без ООП социальная жизнь учащихся с ООП связана с меньшим количеством друзей, с более серьезными проблемами возникновения и сохранения дружбы, с более неактивным участием во внеклассных мероприятиях.

Учителя и родители детей с инвалидностью и без таковой считают, что важную роль в развитии инклюзии должно играть государство, тогда как в реальности она принадлежит благотворительным фондам и родителям детей, а также людям с инвалидностью. Как отметили Рахат и Екатерина, при поддержке семей в Кыргызстане незначительная роль принадлежит родственным связям, что обусловлено национальными особенностями и традициями.

В дальнейшем научно-учебной группе предстоит уточнение и дополнение полученных в ходе дискуссии результатов.