Открытые вебинары ВПШ 2020
Мы провели цикл вебинаров по психологии в рамках ВПШ 2020, которые провели наши дорогие преподаватели, выпускники и студенты. Все вебинары записаны и опубликованы в группе ВКонтакте и на нашем Youtube-канале!
Расписание вебинаров
23 марта, 13:00 — «Как психологу стать успешным на рынке труда?»
Вечерин Александр Викторович, к.психол.н, старший преподаватель факультета социальных наук, департамента психологии
Хотите знать больше о своих конкурентах? Хочешь узнать свою будущую заработную плату? На этой лекции будут представлены данные многолетнего изучения рынка труда психологов: проведен анализ основных сфер психологических услуг, трудностей начала профессиональной карьеры психолога, уровень заработной платы психологов в различных сферах, и, конечно, будут даны советы, как психологу эффективно построить свою профессиональную карьеру. Кроме того, мы поговорим о том, как департамент психологии НИУ ВШЭ обеспечивает конкурентные преимущества своим выпускникам.
24 марта, 12:00 — «Эмоции в теории и на практике»
Сапронов Фрол, студент 2-го курса и стажер-исследователь лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов (HSE UX Lab)
Эмоции сопровождают нас с самого детства. Мы веселимся, грустим, злимся, радуемся, обижаемся. Но как понимают эмоции психологи? Как их изучают? На семинаре мы попробуем разобраться в теориях эмоций, понять, как выделяют базовые эмоции и где психологи применяют знания о них.
25 марта, 13:00 — «Нейропсихологический симптом. Афазия: как люди теряют дар речи»
Солдатова Анастасия, студентка 3-го курса
Неужели локальными поражениями мозга занимаются психологи? Чем вообще занимаются клинические нейропсихологи? Ответы на эти и многие другие вопросы вы получите на этом семинаре. Мы обсудим, как психологи понимают и исследуют нарушения психических функций, какие симптомы возникают при таких нарушениях, и, конечно же, научимся диагностировать их. Более того, я расскажу, почему каждый больной уникален и что за этим стоит.
26 марта, 13:00 — «Непродуктивная тревога»
Полина Иванова, студентка 3-го курса
Бывало ли, что при подготовке доклада у вас возникали мысли: «А вдруг не получится? А если я не смогу ответить на вопрос? А вдруг никто не поймет, что я объясняю?» Или быть может, выходя из дома, вы начинали думать: «Выключен ли утюг? А плита?» Именно так проявляется тревога в нашем мышлении. На семинаре мы поговорим о том, зачем с точки зрения эволюции появилась тревога, разберем, чем она отличается от страха, узнаем про ошибки мышления, а также выясним, что такое непродуктивная тревога и как с ней справляться.
27 марта, 13:00 — «Из психологии в бизнес»
Невесенко Анастасия, выпускница департамента психологии
Если на психфак хочется, а что делать после выпуска не особо ясно, заглядывай на семинар. Обсудим, куда идут психологи ВШЭ, если им не суждено публиковаться в топовых научных журналах, спасать души страждущих или становиться HR-гуру. Разберем, какие компетенции психфак Вышки формирует за четыре года бакалавриата и как с этим багажом вписаться в мир бизнеса. Бабушка, вероятно, не оценит, так что жду именно тебя.
28 марта, 13:30 — «Trust me. I’m just AI»
Ангельгардт Антон, студент 3-го курса, глава учебной программы ВПШ и стажер-исследователь лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов (HSE UX Lab)
Пользуетесь ли вы Google Переводчиком? А разговариваете ли с Алисой по вечерам? Или вам больше по душе помощь от Siri? А может, вы любитель фильмов жанра «киберпанк» и мечтаете о светлом будущем, где искусственный интеллект живет бок о бок с человечеством? Будущее не за горами, и технологии искусственного интеллекта (artificial intelligence, AI) развиваются с невероятной скоростью. Но чем это нам грозит? Как вообще мы взаимодействуем с «умными» системами? Можем ли мы им доверять, и что изменится, когда появится «сильный» ИИ? Обо всем — на семинаре!
29 марта, в 13:00 — «Развитие в себе лидерских качеств»
Кутуев Руслан, аспирант департамента психологии
На вебинаре мы попробуем разобраться с вопросом «Кто такой лидер?», примерим на себя лидерскую роль, узнаем, что такое «горнило лидерства». Почему важно анализировать биографии выдающихся лидеров и какие личностные качества, по мнению современных психологов, могут помочь нам стать эффективными лидерами? Вместе найдем ответы на эти вопросы в ходе занятия.
30 марта, в 15:00 — «Психология — (не) наука?»
Чумакова Мария Алексеевна, к.психол.н, доцент факультета социальных наук, департамента психологии
Многие считают, что психология — это такое знание, которое известно и доступно всем и каждому. Часто звучит мнение, что психология наукой не является, а все психологи — это шарлатаны, стремящиеся заработать на несчастьях других. На интерактивной лекции мы попытаемся разобраться, что значит «научное знание» и является ли все-таки психология наукой. Мы обсудим, как отличить научное психологическое знание от ненаучного, какие существуют нормативы и правила, гарантирующие получение научного знания, и как они реализуются в психологии. Вы узнаете, какие направления исследований существуют в психологии и как они соотносятся с критериями научности.
31 марта, в 13:00 — «Происхождение психики у животных и человека»
Вдовенко Виталия, студентка магистерской программы «Консультативная психология. Персонология»
Как понять, обладает ли та или иная форма жизни психикой? Чем психика отличается от сознания? Почему обезьяну невозможно обучить человеческому языку? На эти сложные и неоднозначные вопросы мы будем искать ответы в ходе семинара. Кроме того, вы узнаете, в какой момент homo стали sapiens, что происходит с нашей психикой в первые три года жизни и как из бессознательно появляется эго.
1 апреля, в 13:00 — «Личность в тексте»
Тонких Антон, выпускник департамента психологии, консультирующий психолог
Нам не всегда удается понять, что имел в виду автор — будь то собеседник в повседневном разговоре или писатель с мировой известностью — поскольку автору тоже не всегда удается точно сформулировать свою мысль. Конденсация смыслов — это метод, позволяющий выявить в тексте скрытые закономерности, сообщающие о личностных особенностях автора этого текста. Грубо говоря, это научный способ читать «между строк». Приглашаю вас к исследованию «живых» текстов, в которых люди описывают самих себя. Получится ли у нас увидеть то, что не увидел автор?
2 апреля, в 13:00 — «Я познаю мир: когнитивное развитие детей и подростков»
Ануфриева Анастасия, студентка 3-го курса и стажер-исследователь лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов (HSE UX Lab)
Возможно вы не раз слышали вопросы, адресованные от взрослого к ребенку: «Почему ты никак не можешь запомнить? Почему ты такой невнимательный? Как ты не можешь понять таких элементарных вещей?» Эти вопросы вытекают из непонимания того, что дети обладают отличным от взрослых уровнем развития когнитивных функций. На этом семинаре мы попытаемся разобраться в вопросах когнитивного (познавательного) развития детей и подростков. Мы затронем вопросы поведенческой генетики, созревания нервной системы, стадий развития когнитивных функций таких, как восприятие, внимание, память, мышление, речь, и узнаем, что влияет на то, как мы познаем мир?
3 апреля, в 13:00 — «Эксперименты в психологии: зачем и как?»
Горбунова Елена Сергеевна, к.психол.н, доцент факультета социальных наук, заведующая Лабораторией когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов (HSE UX Lab)
«10 самых интересных/страшных/жестоких психологических экспериментов» — такие посты можно часто увидеть на самых разных ресурсах. В них описаны необычные исследования, в которых психологи смогли заставить маленького мальчика бояться кролика, выявили связь между агрессией и видеоиграми и даже научили испытуемых различать руками цвета. Зачем все это нужно? Откуда психологи берут идеи для своих исследований? Возможно ли полноценное научное исследование в психологии? Что такое психологический эксперимент и чем он отличается от других видов исследований? Наконец, как провести хорошее исследование, если ты психолог? На эти вопросы мы постараемся ответить в ходе вебинара.
4 апреля, в 13:00 — «Мышление без усилий: как мы познаем социальный мир»
Романова Марина, студентка 4-го курса, Директор ВПШ
Ежедневно вокруг нас случаются сотни событий, проходят тысячи людей. Сложная социальная реальность не щадит наши когнитивные ресурсы и постоянно подбрасывает нам все новые «объекты». Как же мы не сходим с ума? На этом семинаре мы вместе разберемся в том, как мы воспринимаем людей вокруг, что такое категоризация и когнитивная алгебра, чем они отличаются и к чему приводят, а главное — зачем все это изучают социальные психологи и не только они!
5 апреля, в 13:00 — «Влияние смартфонов на человека, или то, о чем мама ругалась»
Харитонова Алена, студентка 2-го курса
Смартфоны и прочие гаджеты уже так вошли в нашу повседневную жизнь, что мы и минуты без них не можем. Сейчас даже пятилетний ребенок может самостоятельно найти нужную информацию в интернете или скачать игру. Человечество все больше и больше наполняет свою жизнь новыми технологиями, совершенствуя их и подстраивая под свои нужды. Однако не только человек меняет новые технологии, но и они оказывают сильное влияние. В основном мы слышим о негативном влиянии, однако неужели все так плохо? Смартфоны — шаг в прогресс или один из вариантов деградации? Давайте вместе разберемся в этом.
Смотреть на Youtube
6 апреля, в 13:00 — «Утрата. Что мы можем как психологи и как люди?»
Заикина Елизавета, выпускница департамента психологии НИУ ВШЭ и alma mater universita di Bologna
В лекции про утрату мы разберем, какие типы утраты бывают, как люди ее переживают и как психологи работают с темой смертности и утраты.
В теоретической части лекции мы рассмотрим какие типы утраты бывают и чем они отличаются друг от друга.
В практической части мы рассмотрим протоколы, по которым психологи работают с людьми, переживающими утрату, и пересоберем для себя в правила сопереживания близким, проходящим через утрату.
7 апреля, в 13:00 — «Как связаны психология и философия?»
Зимонт Юлия, студентка 3-го курса
Термин «психология» произошел от древнегреческих слов ψυχή («психе») — «душа» и λόγος («логос») — «учение». Современная психология далеко ушла от использования слова «душа», но за долгое время становления психологии как науки часть рассуждений в философии была посвящена именно человеческой душе. До сих пор остается нерешенной проблема сознания: как психика является отражением нашего поведения? В ходе семинара мы узнаем, как философы понимали душу и как с течением времени изменялись эти представления. Что такое душа? Является ли она бессмертной? На эти и многие другие вопросы мы попытаемся вместе найти ответы.
8 апреля, в 13:00 — «Как перестать страдать ради успехов и достигать их с удовольствием? Секреты внутренней мотивации»
Осин Евгений Николаевич, кандидат психологических наук, зам. заведующего Международной лабораторией позитивной психологии личности и мотивации
Исследования последних лет убедительно показывают, что не все виды мотивации одинаково полезны: некоторые способы заставить себя добиться нужных результатов в краткосрочной перспективе со временем приводят к снижению психологического благополучия, истощению и эмоциональному выгоранию. Управление собственной мотивацией позволяет достичь гармонии между успехами и благополучием и в наши дни становится необходимым элементом заботы о себе. Мы обсудим взгляды теории самодетерминации и экзистенциальной психологии на проблемы мотивации, а также способы постановки целей, соответствующих жизненным приоритетам личности.
9 апреля, в 13:00 — «Психология массовой коммуникации»
Каспаринская Мария, студентка 4-го курса
Почему мы предпочитаем одну зубную пасту другой? Почему все обсуждают коронавирус? Из-за чего так популярен Tinder? Средства массовой коммуникации окружают людей повсеместно, но редко кто задумывается, какое влияние они могут оказывать на наши мнение и поведение. На этом семинаре я расскажу, насколько разнообразной бывает массовая коммуникация по своей форме и содержанию, обозначу основные направления психологического воздействия, а также покажу, как более осознанно и критично воспринимать транслируемые медийным пространством сообщения.
10 апреля, в 13:00 — «Психология морали»
Ярмоленко Екатерина, выпускница департамента психологии
Как мы решаем, что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Почему человечество никак об этом не договорится? Причем тут либералы, консерваторы и съеденная собака? На эти вопросы ищет ответы относительно молодая ветвь науки — психология морали. На семинаре мы обсудим эволюционные предпосылки морали, основные современные концепции и исследования, а также ее основополагающие функции в нашей жизни. И вместе разберем жизненный кейс аморальной [для кого-то] ситуации, используя то, что узнали.
11 апреля, в 13:00 — «Практикум: как перестать страдать и понять собственную мотивацию»
Воеводин Роман, студент 3-го курса
Это практическое продолжение лекции Евгения Николаевича Осина. Мы уделим время личной рефлексии и с помощью приемов позитивной психологии попробуем ответить сами себе на вопрос: «Зачем я делаю то, что я делаю?». Проверим, насколько вы оптимистичны и развеем мифы о лучезарных и так бесящих оптимистах. Найдем свои сильные стороны и укрепим волю по методу Лэнгле. Притом сделаем все по науке!
12 апреля, в 13:00 — «Антистресс»
Гамаева Евгения, студентка 3-го курса
Старшие классы — самое напряженное и наполненное переживаниями время в школе. Каждый день так или иначе мы встречаемся с ситуациями стресса. На этом занятии мы узнаем, почему мы не сходим с ума от эмоциональной перегрузки, что нам в этом помогает, а также узнаем, как как определить свои собственные стратегии копинга
Грин Инга Сергеевна, преподавательница департамента психологии
В зависимости от психотерапевтической школы отношения человека и проблемы могут рассматриваться по-разному и даже располагаться в различных областях жизни. Например, «все проблемы из детства», «болен не человек, больны его отношения» и «проблема не в человеке, проблема — в проблеме». На семинаре мы обсудим, как описываются и понимаются проблемы, симптомы, трудности клиентов в классических и современных психотерапевтических подходах — психоаналитическом, гештальт-подходе, системном семейном, нарративном и других.
18 апреля, в 15:00 — «Mindfulness: как тренировка осознанного внимания способствует субъективному благополучию и объективному спокойствию?»
Тараненко Федор, выпускник департамента психологии
Что такое осознанное внимание (mindfulness), как его тренировать? Почему оно способствует эффективной саморегуляции и активно используется в психотерапии?
На занятии вы попробуете базовые техники mindfulness, узнаете о механизмах работы этой практики и основных исследованиях. Вы поймете, как с помощью осознанного внимания можно регулировать эмоциональное состояние, поддерживать концентрацию, быстро расслабляться и не залипать в мысленной жвачке, которую постоянно подсовывает мозг.
Без записи