От пространства для шоппинга к креативным кластерам
29 ноября состоялся семинар проектной группы «Городская повседневность на микроуровне»,посвященный тому, как российские потребители пользуются городскими торгово-досуговыми пространствами.
В рамках семинара обсуждалось исследование студентов 4 курса ОП «Социология» Мардера Марка и Богданова Тараса «Трансформация торговых центров в российских мегаполисах: от пространства для шоппинга к креативным кластерам», в котором авторы попытались описать и сравнить модели потребления в торговых центрах и креативных кластерах. В исследовании использовался многометодный арсенал: этнографическое наблюдение, анкетный опрос, интервью.
Авторы обнаружили проявления классических моделей потребления в исследуемых ими городских объектах и предложили новые концептуальные подходы, объясняющие поведения покупателей в торговых центрах и креативных кластерах. Главным выводом, к которому пришли авторы исследования, стало утверждение о том, что торгово-развлекательный центр отличается «увлеченным» типом поведения, при котором его посетители стараются выбрать товар наилучшего качества. В креативный кластере, в свою очередь, наиболее распространён «комфортный» тип потребительского поведения, означающий стремление к подбору наиболее комфортного товара с помощью заранее выработанного плана. Вместе с тем эмоциональный фон в торговых центрах и креативных кластерах кардинально различен – посетители торговый центров чувствуют скорее негативные эмоции и раздражение, в то время как креативные кластеры, наоборот, отличаются более спокойной и привлекательной атмосферой. Однако, как заметили Марк и Тарас, мнение о том, что «креативный кластер» и «торговый центр» функционально друг от друга отличаются – скорее ошибочно. Оба объекта являются коммерческими, в их основе находится прежде всего извлечение прибыли.
В рамках развернувшейся дискуссии участники семинара задали ряд уточняющих вопросов исследователям, а также подробно рассмотрели выбранную авторами методологию. Помимо содержательных комментариев, связанных с ограничениями методологии, участниками семинара были предложены альтернативные исследовательские дизайны, например автоэтнография. Было отмечено, что несмотря на все сложности, связанные со сбором эмпирического материала, большой заслугой авторов стал достаточно большой массив собранных и проанализированных данных разного рода: начиная от количественной информации, полученной в ходе скрининг-опроса, заканчивая созданными картами исследуемых пространств.
В рамках проектной группы "Городская повседневность на микроуровне" мы обсуждаем и исследуем организованность городской жизни, изучая логики, рутины и структуры городской повседневности с учетом их эмоционального восприятия.
Наш телеграм-канал о городской повседневности: https://t.me/research_life