• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

От пространства для шоппинга к креативным кластерам

От пространства для шоппинга к креативным кластерам

29 ноября состоялся семинар проектной группы «Городская повседневность на микроуровне»,посвященный тому, как российские потребители  пользуются городскими торгово-досуговыми пространствами.

В рамках семинара обсуждалось исследование студентов 4 курса ОП «Социология» Мардера Марка и Богданова Тараса «Трансформация торговых центров в российских мегаполисах: от пространства для шоппинга к креативным кластерам», в котором авторы попытались описать и сравнить модели потребления в торговых центрах и креативных кластерах. В исследовании использовался многометодный арсенал: этнографическое наблюдение, анкетный опрос, интервью.

Авторы обнаружили проявления классических моделей потребления в исследуемых ими городских объектах и предложили новые концептуальные подходы, объясняющие поведения покупателей в торговых центрах и креативных кластерах. Главным выводом, к которому пришли авторы исследования, стало утверждение о том, что торгово-развлекательный центр отличается «увлеченным» типом поведения, при котором его посетители стараются выбрать товар наилучшего качества. В креативный кластере, в свою очередь, наиболее распространён «комфортный» тип потребительского поведения, означающий стремление к подбору наиболее комфортного товара с помощью заранее выработанного плана. Вместе с тем эмоциональный фон в торговых центрах и креативных кластерах кардинально различен – посетители торговый центров чувствуют скорее негативные эмоции и раздражение, в то время как креативные кластеры, наоборот, отличаются более спокойной и привлекательной атмосферой. Однако, как заметили Марк и  Тарас, мнение о том, что «креативный кластер» и «торговый центр» функционально друг от друга отличаются – скорее ошибочно. Оба объекта являются коммерческими, в их основе находится прежде всего извлечение прибыли.

В рамках развернувшейся дискуссии участники семинара задали ряд уточняющих вопросов исследователям, а также подробно рассмотрели выбранную авторами методологию. Помимо содержательных комментариев, связанных с ограничениями методологии, участниками семинара были предложены альтернативные исследовательские дизайны, например авто­­этнография. Было отмечено, что несмотря на все сложности, связанные со сбором эмпирического материала, большой заслугой авторов стал достаточно большой массив собранных и проанализированных данных разного рода: начиная от количественной информации, полученной в ходе скрининг-опроса, заканчивая созданными картами исследуемых пространств.

Ссылка на запись семинара.

В рамках проектной группы "Городская повседневность на микроуровне" мы обсуждаем и исследуем организованность городской жизни, изучая логики, рутины и структуры городской повседневности с учетом их эмоционального восприятия.

Наш телеграм-канал о городской повседневности: https://t.me/research_life