• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «Мобильность как услуга»

14 ноября состоялся очередной семинар проектной группы «Городская повседневность на микроуровне», в ходе которого были представлены результаты исследования системного сервиса “Мобильность как услуга” (МКУ), MobilityasaService (MaaS).

Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «Мобильность как услуга»

С докладом выступили выпускники аспирантской школы по социологическим наукам София Макаревич и Олег Янишевский, продемонстрировав дизайн и результаты своего исследования новой модели взаимодействия между транспортными компаниями и пользователем. Рассматриваемая модель мобильности предлагает систему предоставления транспортных услуг с возможностью интеллектуального планирования поездок и интегрированной оплаты для мультимодальных перемещений, чаще всего находясь в одной цифровой среде.

Сервис “Мобильность как услуга” исследуется в разных отраслях, от маркетинговых до транспортных исследований. В докладе были систематизированы работы из разных отраслей и дисциплин, на базе которых была разработана классификационная модель, отражающая несовпадение целей создателей таких систем и пользователей. Ключевое противоречие заключается в искусственности многих аспектов модели, их избыточность для тех пользователей, чье фактическое транспортное поведение не соответствует модели “Мобильность как услуга”. В целом, результаты исследования показали, что лишь небольшая часть задач, поставленных перед новыми цифровыми решениями, напрямую связана с интересами пользователей.

Только небольшая часть задач новой цифровой модели ориентирована на удовлетворение интересов пользователей. Потребности и особенности передвижения горожан могут оказываться на втором плане при разработке подобных сервисов, что не всегда соответствует запросам пользователей. Недостаток баланса и преобладание решения управленческих и бизнес-задач затрудняют обеспечение устойчивых перемещений и в будущем могут бросать новые вызовы пользователям транспортной инфраструктуры.

В ходе дискуссии после семинара мы подробно обсудили возможности и ограничения новой модели, попытались найти пользовательские границы между транспортным приложением и МКУ. Важным витком обсуждения стало глобальное изменение образа жизни горожан и предпосылки для трансформации не только мобильности в целом, но и тарифно-билетного меню, отношения к цифровым транспортным сервисам. Мы порассуждали о роли интеграционных процессов между перевозчиками и транспортными операторами, реальных возможностей объединения различных сторон обеспечивающих мобильность в единый транспортных сервис и связанные с этим сложности.

Одним из результатов семинара стало нахождение новых направлений как для продолжения изучения темы МКУ и её роли в современной городской мобильности, например, изучение изменений транспортного поведения и его влияния на современное тарифно-билетное меню.

С основными результатами исследования можно ознакомиться в публикации: 

Макаревич С.К., Янишевский О. Б. (2024). Оптимизация городской мобильности: потенциал и ограничения модели «мобильность как услуга». Городские исследования и практики, 9(3), 78-94. https://doi.org/10.17323/usp93202478-94

В рамках проектной группы "Городская повседневность на микроуровне" мы обсуждаем и исследуем организованность городской жизни, изучая логики, рутины и структуры городской повседневности с учетом их эмоционального восприятия.

Наш телеграм-канал о городской повседневности: https://t.me/research_life