• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Символический феномен ВДНХ

Всесоюзная выставка достижений народного хозяйства (ВДНХ) – гигантский выставочный комплекс в Москве, который, пережив период запустения и разгула стихийной торговли в 1990-е годы, сегодня активно встраивается в современный урбанистический мейнстрим. На прошедшем 9 апреля семинаре рабочей группы "Городская повседневность на микроуровне" участники обсудили, что становится мостиком между прошлым и будущим, помогающим ВДНХ поддерживать привлекательность в глазах посетителей и горожан.

Символический феномен ВДНХ

На семинаре студентки 3 курса Елизавета Павлюк, Мария Волобуева, Мария Лысова и Софья Гофина. поделились результатами своего погружения в исследование ВДНХ и попытались ответить на вопросы: какова сегодня социальная роль выставки; стала ли она памятником советской эпохи, воплощенным в планировке и архитектуре зданий; как ей удается совмещать ностальгию для старших поколений и притягательность в качестве обновленного культурно-паркового пространства.

Докладчицы опирались на смешанную методологию, проведя исследование методами наблюдения, глубинных интервью и контент-анализа дневниковых записей проекта «Прожито», что позволило рассмотреть нарративы и отношение к ВДНХ с разных сторон, сконструировать его образ, а также осуществить последующую триангуляцию полученных выводов. Результаты исследования показали, что роль этого общественного и культурного пространства трансформировалась в место для отдыха, при этом для старшего поколения характерны ностальгические нарративы и больший интерес к павильонам, в то время как для молодого поколения парк больше ассоциируется с местом проведения досуга. Проводимая на момент исследования выставка "Россия" добавляла ВДНХ привлекательности как месту посещения.

В ходе бурной дискуссии было решено продолжить работу с дневниками, где имеются упоминания о ВДНХ. Кроме того, Даниил Переяславцев предложил уточнить типологию посетителей выставки, не ограничиваясь противопоставлением москвичей и гостей столицы (туристов, командированных), учесть еще и "локальных москвичей", тех, кто живет поблизости от ВДНХ. Предложенная градация поможет авторам глубже понять и тоньше дифференцировать мотивы посещения площадки. В продолжение этой мысли, Андрей Старовойтенко порекомендовал докладчикам аккуратнее подходить к демографическим когортам в исследовании, так как наблюдается провал между группами до 25 и старше 45 лет, что исключает из анализа большой пласт интересных для работы информантов со своими уникальными нарративами. Другие участники предложили уделить больше внимания теоретической рамке (в т.ч. - корпусу исследований ностальгии) при формулировке гипотез и интерпретации данных, что поможет уйти от очевидных формулировок.

Руководитель рабочей  группы Анна Стрельникова дала важные комментарии методологического характера. Прежде всего, было обращено внимание на то, что описанная методика и техника работы с данными пока не является пока что полноценным кодированием, было предложено сделать частотные таблицы с элементами социально-демографических характеристик авторов дневников, а также учитывать контекст среды, в которой находился тот или иной автор. Также Анна Владимировна посоветовала выявить количественный характер упоминаний активностей, что помогло бы в составлении объяснительной теории исследования. Кроме того, важным аспектом является ресурс, которым обладают индивиды, посещающие ВДНХ, например, кто-то может быть не просто посетителем, а иметь и другую социальную роль (проектный менеджер, продавец, сотрудник реставрационной команды), что тоже влияет на позицию информанта. Было подчеркнуто, что проведенный опрос о месте рождения посетителей ВДНХ имеет скорее вспомогательную роль в интерпретации результатов исследования и не является отдельным методом. Выбранный авторами метод снежного кома для рекрутинга информантов можно улучшить в дальнейшем, уйдя от знакомых и родственников исследователей. Важным комментарием для исследования является пожелание улучшить гипотезы, сделав их парадоксом, не самоочевидным вопросом и уйти от простых концептов.

Тимур Холодов предположил, что в исследовании может иметь место смещение данных дневников из-за того, что категория авторов, описывавших в дневниках свои мысли о ВДНХ, могла полностью относиться к интеллигенции. Тем самым мнение о ВДНХ может детерминироваться политическими взглядами респондентов интервью. И в целом, была отмечена важность учета всех факторов, влиявших на респондентов и авторов дневников, для интерпретации полученных данных. Также было рекомендовано уточнить саму операционализацию группы «посетителей ВДНХ» - кого можно называть посетителем (когда должно было состояться последнее посещение).

В целом, участники семинара проработали направления для продолжения работы над изучением ВДНХ как особого пространства столицы и межпоколенной точки притяжения.

Наш телеграм-канал о городской повседневности: t.me/research_life (Городская повседневность на микроуровне)