• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Городские транспортные исследования: от инфраструктуры к практикам

26 февраля состоялся семинар, на котором выступили аспиранты АШ по социальным наукам и участники рабочей группы «Городская повседневность на микроуровне» Олег Янишевский и София Макаревич.

Городская транспортная система, или транспортная инфраструктура, меняется с течением времени под влиянием многих факторов: например, в связи с развитием новых территорий или с появлением новых видов транспорта, а также в результате внедрения новых технологий и сервисов. Эти изменения влияют на транспортное поведение горожан, формируя новые практики и сценарии транспортного поведения. Кроме того, изменения транспортной инфраструктуры могут привести и к изменениям облика города в целом.

Первый доклад на тему “Транспортная инфраструктура как часть образа городского пространства” представил Янишевский Олег. Автор доклада выдвинул тезисы о том, каковы социальные последствия изменений транспортной инфраструктуры. Предполагая, что транспортные практики укореняются в опыте горожан и становятся частью их повседневной жизни, автор выстраивает логическую связь между изменением сценариев  городской мобильности и субъективными образами городского пространства как индикаторами отношения к происходящим изменениям. Были сформированы методологические особенности определения рамок исследования, а также роли транспортной инфраструктуры в городской повседневности, теоретическому обоснованию устоявшихся практик перемещений и важных социальных последствий изменений привычек в городской мобильности. Также отдельное внимание было уделено ретроспективно-ностальгическим аспектам обсуждения транспортной инфраструктуры.

В ходе дискуссии были прокомментированы перспективы использования городских онлайн-сообществ для поиска цифровых следов, отражающих образы транспортной инфраструктуры. Вопросы выборки и детализации социологического эмпирического исследования также были предметом обсуждения, что повлекло за собой появлиение новых идей и направлений в работе, которые предстоит развивать в будущем.

Второй доклад, посвященный теме “Изменение сценариев транспортного поведения в условиях шеринговой экономики (на примере каршеринга в Москве)”, представила Макаревич София. Докладчица рассказала о методологии собственного исследования и поделилась гипотезами о трансформациях сценариев транспортного поведения горожан после внедрения каршеринга в транспортную инфраструктуру Москвы. Автор предполагает, что развитие нового технологичного сервиса повлияло как на возникновение принципиально новых практик в транспортном поведении горожан, так и на вытеснение - традиционных. Доклад также затронул проблему изменения ценностных аспектов использования личного автомобиля как последствия широкого распространения краткосрочной аренды автомобилей.

В ходе дискуссии обсуждалась трактовка понятия сценария транспортного поведения и его различие с понятием практик. Дискуссанты пришли к выводу, что сценарий это выбор в пользу той или иной практики транспортного поведения. Также были даны рекоммендации для разработки матрицы акторов для понимания их участия в трансопртном поведении, а также рекомендации для корректировки формулировок потсановочной части и перехода от дискрептивности к анализу транспортного поведения.

 


Наш телеграм-канал о городской повседневности: t.me/research_life (Городская повседневность на микроуровне)