• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Нетранзитивность в самоотчетах об иерархии мотивов: исследование возможных причин

25 мая состоялся семинар проектно-учебной группы “Когнитивная психометрика”. С докладом выступила Судоргина Юлия Владимировна, аспирант департамента психологии, стажёр-исследователь НУЛ когнитивных исследований.

Нетранзитивность в самоотчетах об иерархии мотивов: исследование возможных причин

© unsplash

 

В докладе обсуждались результаты качественного исследования, в котором была предпринята попытка выявить возможные причины возникновения нетранзитивности в упорядочивании мотивов. В исследовании группу респондентов (студентов магистратуры, бакалавриата, СПО) сначала просили попарно сравнивать мотивы ходить на занятия и выбирать в каждой паре один наиболее важный мотив. Затем с каждым участником проводилось полуструктурированное интервью об опыте выполнения этого задания.

Основные возможные объяснения нетранзитивности, которые были выявлены через анализ ответов респондентов:

1) стратегии ответа и рефлексия - по ответам участником было видно, что некоторые из них придерживались определенной стратегии поведения, выполняя попарные сравнения. Например, избегали использовать вариант “одинаково”, или, наоборот, использовали в основном только его. Некоторые сообщали, что думали во время сравнений, что о них подумают потом исследователи, когда увидят ответы, и отвечали не в соответствии со своими прошлыми выборами.

2) переосмысление своих ответов - так как в попарных сравнениях использовалось 9 мотивов в 27 разных сочетаниях, респонденты видели в разных парах одни и те же мотивы. Некоторые отмечали, что со временем начинали задумываться, а действительно ли те мотивы, что они выбирали ранее, действительно для них важны. 

3) опора на разный опыт - хотя по заданию участников просили выбирать мотив ходить на занятия, вспоминая опыт посещения занятий на прошлой неделе, не все следовали этой инструкции - некоторые выбирали, руководствуясь своим общим представлением о мотивах посещать занятия. Некоторые сообщали, что отвечали по-разному - иногда с опорой на конкретный опыт, иногда в общем. 

4) ситуативность - некоторые респонденты отмечали, что выбор того или иного мотива зачастую зависит от конкретной ситуации, они бы ответили по-другому, если бы были иные обстоятельства.

Таким образом, нетранзитивность в попарных сравнениях может возникать как результат изменения ответов респондентов в процессе попарных сравнений, которое в свою очередь происходит из-за изменений либо в состоянии и мыслях респондента во время выполнения попарных сравнений, либо в используемых оснований сравнения мотивов.