• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Резюме второго семинара рабочей группы "Неформальные практики воспроизводства неравенства среди участников образовательного процесса"

В рамках второго семинара рабочей группы, который состоялся вечером 3-го октября, двумя студентами 4-го курса ОП “Социология” Халиковым Кириллом и Мариной Рогачевой были представлены два доклада по анализу теоретических подходов связки концептов балльно-рейтинговой системы с построением карьерной траектории и факторов формирования престижа инженерно-технических профессий в вузах.

Резюме второго семинара рабочей группы "Неформальные практики воспроизводства неравенства среди участников образовательного процесса"

© unsplash

Семинар длился более двух часов, что подчеркивает его насыщенность и продуктивность, выраженную в оживленной дискуссии по поводу двух докладов. Так, после выступлений докладчиков их ожидало обильное количество заданных вопросов,  предложений и советов. 

В рамках выступления Халиков Кирилл рассказал про оценку балльно-рейтинговой системы со стороны студентов как инновационную прапктику в ведущих университетах России  в частности во ВШЭ, рассмотрены различные теории развития карьеры, как социально-когнитивная карьерная теория, теория профессиональных типов личности в рабочей среде Дж. Холланда и пр.  Ему были заданы вопросы о том, что стоит подразумевать под качеством обучения; как его можно измерить; какое основное отличие балльно-рейтинговой системы от иных систем оценивания; является ли такая система оценивания всего лишь “иллюзией” неравенства или она действительно создает его; в какой степени влияет на построение на карьерную траекторию и является ли она определяющей; насколько в целом является устойчивой карьерная траектория; меняется ли она со временем и пр. Развернутая дискуссия способствовала дальнейшему размышлению над темой и ее корректировкой.

Марина Рогачева рассказала о существующем на рынке труда дефиците инженеров. Одной из причин такой ситуации марина видит в неустойчивости трека “университет-занятость” среди молодых специалистов и смене своей профессиональной направленности значительным количеством выпускников инженерно-технических специальностей. Были рассказаны наработки исследования на стыке социологии профессий и социологии образования на основе статьи А. И. Кравченко, обозначены различия в существующих подходах социологии профессий на основании ряда работ Р.Н. Абрамова, В.А. Мансурова, Е.М.Колесниковой и др. Обсуждались вопросы о различии выбора профессии и выбора профессионального образования, отхода от концепта «престижа» в сторону устойчивости/неустойчивости профессионального выбора, сужения «инженеров» до примера одной специализации или одного вуза,  о возможностях сконцентрироваться на изучении ценностных ориентаций тех, кто идет в профессию и тех, кто решает её сменить. В результате дискуссии были обозначены пути смещения фокуса исследования и построения его дизайна.