Руководитель регулярной проектной группы ФСН "Социальный порядок в трансформирующейся социальной сфере: макро- и микро- анализ" Ольга Борисовна Савинская приняла участие в Седьмом Всероссийском социологическом конгрессе

В рамках Седьмого Всероссийского социологического конгресса (ВСК-7) «Социология и общество: формирование и функционирование общественной памяти» 13 ноября 2025 года состоялся круглый стол «Дети как труднодоступная группа: доступ, доверие, раппорт».
Мероприятие прошло в прекрасном месте – в круглой аудитории со светлым куполом в Высшей школе экономики на Мясницкой 11 – где порядка 20 социологов-экспертов по изучению детства поделились своим исследовательским опытом в современных социально-правовых и культурных реалиях, среди которых были А.А.Бесчасная, О.В.Бессчетнова, А.Ю.Губанова, Е.Ю.Иванова, Е.А.Колосова, С.Н.Майорова-Щеглова, С.Ю. Митрофанова, Е.В.Прямикова, О.Б.Савинская, А.Г.Филипова, М.Н.Яшина, М.Ю.Гурин, А.С.В.Коняшкина.
Основными мотивами обсуждения границ применения уже имеющихся методик стали новые законодательные инициативы по усилению безопасности и защиты ребенка от нежелательной информации, новая периодизация детства и молодости и участие родителей в жизни ребенка. С другой стороны, развитие городской среды, более дружественной к детям, и развитие рынка товаров и услуг для детей, уже основано на первых результативных исследованиях детей, и дало заметные преобразования материальной среды детства. Этот успешный опыт толкает исследователей к новому осмыслению и уточнению методик изучения детей, работе на границах возможностей методов и к их развитию, уточнению этических аспектов сбора и презентации данных, приемов по работе с детским доверием и вовлеченностью в ходе сбора данных, раскрытию их потенциала, построению конструктивных отношений с родителями.
О.Б. Савинская (НИУ ВШЭ, Москва) представила основные предпосылки и принципы формирования центрированной на детях методологии, которая становится сейчас наиболее обсуждаемой в международной повестке в рамках новой социологии детства. Такая методология базируется на внимательном, бдительном отношении к жизни ребенка, понимании и признании значимыми его действий, детской компетентности и достоинства. Развивая современную методологию изучения детей, важно не только фиксировать фокус на детях, но и на успешном безбарьерном, доверительном взаимодействии в процессе сбора данных. Этот аспект исследования, хорошо развивает концепция «методической инклюзии», предполагающей ментальный комфорт во время сбора данных, равноправное взаимодействие в поле, когда взрослый принимает правила мира ребенка, ребенок принимает игру взрослого, а доверие и рефлексия ожидается от всех участников общения.
Выступления на круглом столе охватили разные темы и группы детей, и подтвердили современный тезис о многообразии детства и важности тонкой методической настройки для каждого конкретного исследования.
