• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся мастер-класс по мета-анализу, организованный стартовой проектной группой «Бонус за миграцию? Влияние опыта внутристрановой миграции на разные аспекты качества жизни мигрантов»

Состоялся мастер-класс по мета-анализу, организованный стартовой проектной группой «Бонус за миграцию? Влияние опыта внутристрановой миграции на разные аспекты качества жизни мигрантов»

6 ноября 2025 г. прошел первый семинар проектной группы «Бонус за миграцию? Влияние опыта внутристрановой миграции на разные аспекты качества жизни мигрантов».

На семинаре выступила приглашённый спикер Климова Айгуль Маратовна, старший научный сотрудник Лаборатории сравнительных социальных исследований им. Р. Ф. Инглхарта, с мастер-классом по мета-анализу. В начале семинара Айгуль Маратовна подробно рассказала, что такое мета-анализ и какие исследовательские трудности он стремится решить. Мета-анализ — это систематический обзор литературы, в котором мы синтезируем, по возможности, все существующие исследования по интересующей нас теме. Это непростой метод, требующий долгой и кропотливой работы с большим количеством исследований, поэтому проще реализовать мета-анализ исследовательской командой.

Айгуль Маратовна обратила внимание слушателей на то, что основа мета-анализа в том, что он позволяет объединить наработки разных исследователей по оценке эффекта и найти общую для них величину эффекта (effect size). Также на семинаре была затронута тема публикационного смещения (publication bias) — ситуация, когда исследования со статистически значимыми результатами имеют больше шансов быть опубликованными, чем исследования с отрицательными или нулевыми результатами. Преимущество мета-анализа заключается как раз в том, что он позволяет отчасти избежать публикационного смещения, так как он синтезирует результаты разных исследований, в том числе может включать неопубликованные работы.

Следующая часть семинара была посвящена техническим особенностям проведения мета-анализа. Айгуль Маратовна подчеркнула, что самое главное — обосновать отбор исследований, объяснить, почему те или иные исследования были включены или исключены из анализа. По мнению спикера, к отбору исследований для мета-анализа нужно подходить как к построению репрезентативной выборки. Включение неопубликованных работ будет преимуществом мета-анализа. На семинаре обсуждались два типа моделей эффектов в мета-анализе: модель фиксированного эффекта (fixed-effect model) и модель случайных эффектов (random-effects model). Модель фиксированного эффекта применяется редко, в такой модели делается предположение о том, что величина эффекта одна во всех исследованиях, то есть все исследования пришли к одинаковым результатам относительно силы связи между изучаемыми объектами. Модель случайных эффектов чаще встречается в социальных исследованиях, в такой модели мы предполагаем, что будет существовать дисперсия результатов исследований, при этом мы сможем определить факторы, объясняющие разницу в результатах.

В конце семинара участники смогли задать свои вопросы. Обсудили проблему apples and oranges (сложность интерпретации результатов при включении в выборку исследований, которые сильно различаются между собой по методам, используемым переменным и т. д.) и стратегии поиска неопубликованных работ для мета-анализа.