• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Туризм: легко сказать, но трудно измерить» – репортаж с семинара проектной группы факультета социальных наук

«Туризм: легко сказать, но трудно измерить» – репортаж с семинара проектной группы факультета социальных наук

На очередном семинаре проектной группы факультета социальных наук «Туризм в пространстве стилей жизни» его участники обсуждали методологические сложности изучения туристических практик населения разных стран.

Студентка образовательной программы магистратуры «Сравнительные социальные исследования» Екатерина Тюрина посвятила свое выступление обзору существующих теоретических и эмпирических исследований путешествий. Начальные тезисы, сформулированные докладчиком, хорошо известны заинтересованной аудитории – туризм представляет собой выход за пределы повседневной рутины, а в настоящее время в поездках люди ищут не столько новых впечатлений, сколько иной подлинности. Но следующие положения доклада Екатерины Тюриной вызвали продолжительную дискуссию. Она отметила, что во многих исследованиях переменная «национальность» играет важную роль. Но как ее измерить? Речь идет о самоидентификации? О гражданстве той или иной страны? С какой бы стороны не подходить к решению этого вопроса, ответ на него останется дискуссионным. Правда, Екатерина Тюрина подчеркнула, что рассматриваемая проблема широко обсуждается в научной литературе. Впрочем, к единому мнению исследователи пока не пришли.
Еще одной важной темой, поднятой на семинаре, стало изучение обобщенного образа туристов из разных стран. Академическая работа в этом случае обременена наличием большого количества стереотипов, затрудняющих объективный подход к анализу. Интересный дизайн исследования был предложен британцами. Они проводили опрос гидов (к слову, разных национальностей, но работающих в Лондоне) на предмет их видения туристов из Европы, Азии и Америки. Например, согласно полученным результатам, японцы держатся обособленно и покупают много сувениров, французы значительно более общительны и практически не совершают покупок, а американцы редко торгуются и, как правило, готовы сразу платить запрашиваемую цену. Справедливы ли такие обобщения? И этот вопрос вызвал большую дискуссию. Все-таки речь идет о мнении британских гидов, а не о какой-то объективной оценке. Впрочем, неясно, возможна ли она в принципе