• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Адаптация для российской выборки батареи методик оценки коллективных феноменов

Цель проекта

Цель проекта — адаптация и апробация на репрезентативной российской выборке методик, направленных на измерение различных коллективных феноменов: воспринимаемой коллективной преемственности (Sani et al., 2007), коллективной самооценки (Luhtanen & Crocker, 1992) и коллективного нарциссизма (Golec de Zavala et al., 2009).    

Отчет по проектной деятельности (PDF, 335 Кб)

 

Как адаптировать психологические методики: гайд

Ивановым Александром был подготовлен гайд, объясняющий процедуру адаптации психологических методик. В гайде исследователи могут найти не только руководство для процедуры адаптации, но и файл с кодами для языка программирования R, который можно использовать при адаптации новых методик. Гайд и приложенные файлы можно найти по ссылке. 

Шкала воспринимаемой коллективной преемственности

М.А. Терскова, Н.И. БогатыреваА.А. ИвановМ.О. Романова, А.О. Быков, В.В. Анкушев Воспринимаемая коллективная преемственность: адаптация шкалы для российского контекста // Культурно-историческая психология. 2022. Т. 18. № 2. С. 127-135. doi:10.17759/chp.2022180214

Методика воспринимаемой коллективной преемственности (perceived collective continuity) описывает восприятие себя членом продолжительно существующей целостной группы, история и культура которой началась до появления этого человека в группе, и продолжится после его ухода (Sani et al., 2007). Авторы считают, что чувство воспринимаемой коллективной преемственности основывается на двух представлениях: культурном и историческом. Первое представление связано с верой в то, что основные ценности, традиции и верования передаются внутри группы из поколения в поколение. Второе представление, историческое, подразумевает воспринимаемую взаимосвязь различных временных периодов в истории группы.

В адаптации методики воспринимаемой коллективной преемственности приняло участие 637 жителей России. Методика продемонстрировала хорошее соответствие эмпирическим данным, подчеркнув двухфакторную структуру конструкта и валидность шкалы (α = 0,83, χ2 (52) = 135,89, RMSEA = 0,05 [90% CI: [0,041; 0,059], CFI = 0,96, TLI = 0,949, SRMR = 0,046). Помимо этого шкала показала полную инвариантность, то есть она одинаково работала для разных социальных групп. Также подтвердилась конвергентная и дискриминантная валидность методики. Шкала воспринимаемой коллективной преемственности показала хорошие психометрические показатели, поэтому она может быть использована для исследований в области межгрупповых отношений как надежный и устойчивый инструментарий.
 

Шкала состоит из 12 суждений, каждое из которых оценивается от 1 (совершенно не согласен) до 7 (совершенно согласен).
 

1.Русские передают свои традиции из поколения в поколение.

2.История России - это последовательность взаимосвязанных событий.

3.Ценности и убеждения русских выдержали проверку временем.

4.Основные периоды в истории России связаны друг с другом.

5.На протяжении всей истории русские сохраняют свой менталитет.

6.Нет никакой связи между прошлыми, настоящими и будущими событиями в истории России.

7.Русские всегда будут отличаться своими традициями и убеждениями.

8.Существует причинно-следственная связь между различными событиями в истории России.

9.Россия сохраняет традиции и обычаи на протяжении всей своей истории.

10.Основные события в истории России образуют неразрывную цепочку.

11.Русские всегда придерживались и придерживаются собственных ценностей.

12.Нет никакой преемственности между разными периодами в истории России.

 

Культурное представление: 1, 3, 5, 7, 9, 11

Историческое представление: 2, 4, 6, 8, 10, 12

Обратные вопросы: 6 и 12

Оригинал: Sani, F., Bowe, M., & Herrera, M. (2008). Perceived collective continuity and social well‐being: Exploring the connections. European Journal of Social Psychology38(2), 365-374.

 

Шкала коллективного нарциссизма

Методика оценки коллективного нарциссизма позволяет оценить вид ингрупповой идентификации, связанный с нереалистичными убеждениями о превосходстве ингруппы (Zavala et al, 2009). Коллективный нарциссизм связан с такими фундаментальными понятиями в психологии межгрупповых отношений, как ориентация на социальное доминирование, правый авторитаризм, патриотизм и коллективная идентичность (Zavala et al, 2009), а также национализм (Cichocka, Cislak, 2020).
В адаптации методики коллективного нарциссизма приняли участие 1011 жителей России. Шкала продемонстрировала высокую внутреннюю согласованность (α = 0,89). Скорректированная модель (с добавленим ковариации между суждениями 8 и 9, и между суждениями 3 и 4) демонстрирует хорошее соответствие эмпирическим данным: χ2 (52) = 84,051, RMSEA = 0,048 [90% CI: [0,038; 0,059], CFI = 0,982, TLI = 0,975, SRMR = 0,027. Также подтвердилась конвергентная и дискриминантная валидность методики.
 

Шкала состоит из 9 суждений, каждое из которых оценивается от 1 (совершенно не согласен) до 7 (совершенно согласен).

1. Я хотел бы, чтобы другие группы признавали авторитет россиян.

2. Россияне заслуживают особого отношения.

3. Я буду доволен только тогда, когда мы, россияне, получим признание, которого заслуживаем.

4. Я настаиваю, чтобы россияне получали должное уважение от других людей.

5. Меня очень злит, когда другие люди критикуют россиян.

6. Если бы россияне имели больше влияния, мир стал бы лучше.

7. Я не расстраиваюсь, когда люди не замечают достижений россиян.

8. Лишь немногие люди по-настоящему понимают значимость россиян.

9. Люди часто не понимают истинную ценность россиян.

Оригинал шкалы: Golec de Zavala A., Cichocka A., Eidelson R., Jayawickreme N. Collective narcissism and its social consequences. Journal of personality and social psychology, 2009. Vol. 97, no. 6, pp. 1074.

 

Шкала коллективной самооценки

Методика оценки коллективной самооценки (collective self-esteem) позволяет оценить аспекты самооценки, возникающие из взаимодействия с другими членами группы (Luhtanen & Crocker, 1992). Исследования показывают, что коллективная самооценка непосредственно связана с социальной идентичностью, уровнем благополучия, удовлетворенностью жизнью и самоэффективностью (Kim & Omizo, 2005), а также с оценкой других групп (Li, Xu, Fan, Zhang, & Yang, 2019).

После нескольких проведенных этапов адаптации было принято решение остановить этап анализа и заключить, что методика в данном виде не может быть адаптирована на русский язык. 

Отчет по адаптации шкалы коллективной самооценки (PDF, 145 Кб)

 

Руководитель проекта

Терскова Мария Александровна

Научно-учебная лаборатория психологии социального неравенства: Младший научный сотрудник

Участники проекта

Анкушев Владислав Вадимович

выпускник образовательной программы «Психология»

Богатырева Наталья Игоревна

Департамент психологии: Стажер-исследователь

Иванов Александр Александрович

Департамент психологии: Стажер-исследователь

Романова Марина Олеговна

Департамент психологии: Стажер-исследователь

Быков Артур Олегович

Научно-учебная лаборатория психологии социального неравенства: Стажер-исследователь


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.