• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Символизм церемонии открытия олимпиады в Сочи

встреча со студентами магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций»

Символизм церемонии открытия олимпиады в Сочи

11 февраля студенты второго курса магистерской программы «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» встретились, чтобы с социологической точки зрения обсудить церемонию открытия Олимпийских игр в Сочи.

Открытие Олимпиады в Сочи – это не только красочное и дорогостоящее шоу, но и символически нагруженное действо. Социологи задумались над тем, что хотели сказать организаторы шоу, какие смыслы и кому передать?

Модераторами дискуссии выступили преподаватель кафедры общей социологии НИУ ВШЭ к.соц.н. Ксения Лазебная и магистрантка первого курса Екатерина Бессчётнова. Дискуссия была разбита на несколько тематик: в первой части был рассмотрен опыт церемоний открытий прошлых лет, а так же сравнение их идей с идеями церемонии открытия олимпиады в Сочи; вторая часть предполагала обсуждение символической нагрузки актуального шоу с комментариями главного создателя  - Константина Эрнста, взятых из недавно вышедшей программы «Между небом и землей. Секреты церемонии открытия Олимпиады».

Екатерина Бессчётнова подготовила презентацию с обзором церемоний открытия Олимпийских игр прошлых лет. Выяснилось, что сценарий творческой части церемонии открытия олимпиады в Сочи частично повторяет элементы олимпиад прошлых лет: например, идея показать в шоу историю страны и ее культуру (Пекин 2008, Лондон 2012), или сон девочки о Родине (Сидней 2000). Однако, как отметила Екатерина, олимпиаду в Сочи сравнивают все чаще именно с  олимпиадой в Лондоне, и предложила краткий сравнительный обзор двух олимпиад с выдвижением сюжетных линий и значимых для них символов в шоу.

Цель церемонии открытия Олимпиады – показать страну не только для иностранцев, но и для самих себя. Как и с помощью каких архитепических образов и символов репрезентируется российская история, предложила рассмотреть Ксения Лазебная.

По задумке организаторов в церемонии было выделено несколько условных периодов: средневековье, империя, индустриализация, романтика СССР и современность.

Средневековье было представлено очень пестро, с хороводами, ярмарками, плясками и куполами храма Василия Блаженного. В обсуждении студенты второго курса магистратуры пришли к выводу, что сложно сказать о том, что эта картинка была ориентирована на русского зрителя, она для него узнаваема, но не близка. Это более привычный образ России для иностранцев. Для русских же средневековье – это, скорее, монгольское иго, смута, пора болезней и войн.

Эпоха имперской России демонстрирует пики имперского величия России: Петр Первый, строительство Петербурга, первый бал Наташи Ростовой – эти образы одинаково понятны и россиянам, и иностранцам. Эта часть шоу изложена наиболее хрестоматийно: «Такое чувство, что просто взяли и хрестоматийно изложили историю России, как по учебнику», - сказал один из студентов.

Период революции – поистине грандиозное зрелище  в авангардном стиле символизирует начало совершенно новой эпохи. За кулисами этого зрелища остались крушение империи, гражданская война,  человеческие потери этого периода. Раннее советское время было показано таким, каким его знают иностранцы: русский авангард, супрематизм, рабочий и колхозница и подобная советская эстетика. Эта сцена была выполнена в красном цвете, который имеет мощную символическую нагрузку. Красный – это напряжение, кровь, ассоциации с коммунистическим прошлым. При этом, Екатерина отметила тот факт, что красный цвет в этом шоу имел два разных значения в разных сценах – первый как было выше описано, а второй в сцене «прироста рождаемости»: «Интересно, красный цвет так же интерпретируют как цвет крови, он выступает символом связи матери и ребенка. А белый — цвет семени — символ мужчины и женщины, материнского молока — связи матери и ребенка. То есть мне кажется, здесь имеет место две интерпретации красного в двух частях шоу».

Логически следующее за эпохой раннего советского периода событие – Великая Отечественная Война. По регламенту Международного олимпийского комитета (МОК), данный период не следует показывать в творческой части церемонии открытия олимпиад, поэтому организаторы шоу в Сочи также опустили это событие. При этом в исторической памяти россиян это событие – едва ли не самое главное. Оно долго культивировалось в сознании российских граждан как таковое. Именно поэтому многие зрители церемонии, не знавшие о правилах МОК, искренне удивлялись тому, что организаторы шоу обошли вниманием Великую Отечественную войну. 

Советский романтизм – это самая массовая часть шоу, иллюстрирующая послевоенную Россию. Пионеры, советские студенты, стиляги, космос, ракеты – с помощью этих образов организаторы церемонии нарисовали благополучную картину жизни советского общества. Символичная сцена с множеством колясок и детей отсылает нас к современной России и иллюстрирует тот факт, что в прошлом году впервые в постсоветской России рождаемость превысила смертность. Конечно, и этот период российской истории не был показан полностью, многие события остались за кадром.

В итоге, магистранты сошлись во мнении, что история, представленная в шоу – это, скорее история на «экспорт», многие сцены были лубочными, ориентированными на иностранного зрителя. В целом, Олимпиада в Сочи для России – это возможность создать положительный бренд России в мире.

Помимо темы занятия, студенты обсудили социальные проблемы Сочи и, в частности, Адлеровского района: что происходило с жителями города во время стройки олимпийских объектов, каковы способы адаптации к новой среде, как теперь выглядит их мир? Ксения Лазебная поделилась опытом и результатами исследования "Социальные смыслы вещной среды олимпийских объектов: теоретический и визуальный анализ".  В рамках дискуссии был сделан акцент на проблему фетишизации символов Сочи-2014 и интерпретации значений вещной среды олимпийских объектов в ландшафте местного сообщества.

Подводя итог  встречи, Ксения отметила, что церемония открытия ставит важные для российского общества вопросы о том, кто мы, каковая наша идентичность? Какой мы видим нашу историю и куда мы идем? По мнению магистрантов, церемония открытия не дает ответ на важный для нас вопрос: какова современная Россия? Возможно, ответ на него мы получим во время церемонии закрытия олимпиады.

Тем временем, магистранты продолжают следить за олимпийскими событиями не только как болельщики, но и как социологи, и планируют встретиться после закрытия олимпиады, чтобы переосмыслить  это важное для нашей страны событие.