• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

ОТЧЕТ 2014 итоговый по проекту

Диффузия вещной среды олимпийских объектов в ландшафте местного сообщества: последствия для экосистемы и социальной организации (визуальный анализ)

Предметом исследования являлось воздействие подготовки к Олимпийским играм в Сочи на вещную среду и естественно-исторически складывающийся ландшафт местного сообщества и его социальную организацию, а также на природную экосистему (через механизмы объективации и символизации). Олимпийские игры рассматриваются странами-организаторами как важный национальный проект, позволяющий продвинуть бренд страны, мобилизовать ресурсы на реконструкцию территорий, сформировать новые социальные практики. Однако процессы строительства и связанные с ними трансформации затрагивают интересы жителей реконструируемой территории. Наряду с настроениями поддержки и ожиданиями предстоящих выгод, повышения престижа территории, порождаются и пессимистические настроения, связанные с недостатком информации, публичных дискуссий, прямым экономическим ущербом, разрушением привычной среды и локального наследия, углублением социального неравенства в доступе и распределению социального капитала в социокультурном пространстве. Показано, как эти процессы принимают форму джентрификации районов, непосредственно примыкающих к Олимпийскому парку и в зонах с наибольшими рекреационным потенциалом и транспортной доступностью.



Проект основан на использовании визуальных методов. Применяется триангуляция различных вариаций визуальной методологии и качественных методов. В настоящее время в банке фотоданных 2755 фотографий (включая полученные методом Photo Voices), структурированных по темам и топографии (улицам, существовавшим (снесенным) и существующим), а также 54 интервью. Проведено 2 фокус-группы, октябрь 2012 г., г. Сочи.

В качестве кейсов наблюдений были выделены: трансформация ландшафта поселения диффузией олимпийских объектов и инфраструктуры («ландшафты» vs. «объекты»), изменение повседневных практик и взаимодействий за счет приспособления к новой среде, обусловленной требованиями дизайна (практики vs. «дизайн»), процессы смены состава населения и вида домохозяйств, связанные с процессами джентрификации (дом vs. коттедж), зонирование территории, в том числе дорогами, заборами, пунктами проверки и пропуска (заборы vs. заборы), новые формы развития и локализация малого бизнеса («базар» vs. бренд).



Ключевыми являются понятия видимой вещной среды как объективированных социальных практик и коммуникативного взаимодействия как трансляции социальной идентичности. Имеет место диффузия (проникновение, распространение) олимпийских объектов в ландшафт поселения, в среду повседневной жизнедеятельности и хозяйственных практик, не связанных с целевым использованием олимпийских объектов посредством взаимодействий, контактов создателей/целевых пользователей олимпийских объектов и местных жителей. Эти процессы можно рассматривать в терминах «колонизации». Визуальная методология позволяет сфокусироваться на анализе символического содержания (эмпирического укоренения и диффузии символов и их материальных проводников), поэтому используются теории «режима видения», символической репрезентации, последняя выступает как объективно необходимый знаковый механизм представления сложного содержания общественных отношений (в т.ч. властных и распределительных) во взаимодействиях различных социальных агентов, контролируемый экспертами – имеющими необходимую компетентность и доступ к инструментами распространения, «внедрения» символов, не столько даже в сознание, сколько в объективированную вещную среду, которая и есть среда как повседневной жизни, так и любой специализированной деятельности. 



Символическая среда рассматривается как создаваемая политикой репрезентации, выражающей интересы тех, кто контролирует власть и экономические ресурсы, а процесс конструирования выступает уже не просто как объективный, а как процесс присвоения, эксплуатации социального капитала. Предложено и операционализировано понятие «удовольствие от сопротивления изменениям», позволяющее выявлять механизмы публичного протеста, выражаемого в формах присвоения городского пространства и обустройства домовладений.

Диагностированное нами «удовольствие от сопротивления изменениям» является способом местных жителей заявить о значимых для них ценностях и смыслах, программирующих определенный способ конструирования городской и природной среды. Не следует из этого делать вывод о неспособности жителей к принятию каких-либо изменений и новаций: распространение всех видов современных технологий – от интернета до солнечных батарей и технологий энергосбережения – опровергают тезис о консерватизме и традиционализме. Однако можно ставить вопрос о необходимости большей «человеко-соразмерности» и социокультурной экспертизе мега- и любых других проектов. Понимание идей проекта и локальное общественное мнение могут оказаться важнее для эффективной политики и бизнес-предприятия, чем международное признание. Праздник в середине марта 2014 года закончился, а катастрофа локального (?) масштаба будет продолжаться.





















 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.