• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моральные эмоции и новые музейно-выставочные практики: анализ прецедента нарушения норм инклюзивной культуры

Данила Иванов, участник НУГа, студент 4-го курса бакалавриата по направлению Социология, представил результаты своего пилотного исследования. Доклад был посвящен теме моральных эмоций в инклюзивной культуре современных музеев. Мероприятие прошло 1-го июня в рамках регулярной деятельности НУГа.

Моральные эмоции и новые музейно-выставочные практики: анализ прецедента нарушения норм инклюзивной культуры

В основании презентации Д.В. Иванова стоял эмпирический сюжет о нарушении в рамках музейно-выставочной деятельности норм инклюзивной культуры. В качестве элементов анализа сюжета выступили данные, полученные из глубинных интервью, в которых демонстрировалась разная эмоциональная оценка исследуемого прецедента. С одной стороны, событие, оцениваемое первым информантом, формулировалось в тонах переживания моральных эмоций (предположительно, сострадания). С другой стороны, то же самое событие оценивалось другим информантом без явного акцента на переживании эмоций, сигнализирующих о причастности к нарушению конвенциально принятых норм инклюзивной культуры. Представленный сюжет послужил почвой для формулировки проблемы, связанной с причинами разной эмоциональной реакции среди представителей единого сообщества.

Принимая теоретические положения теории Пьера Бурдье, представленное различие предположительно может объясняться разным набором диспозиций агентов, участвующих в инклюзивных практиках в сфере художественного поля. Доминирование диспозиций художника (артиста) в сфере «социальной работы» (производства инклюзивных практик в данном случае) в рамках поля культурного производства теоретически ведет к установлению в качестве первостепенных автономные принципы иерархизации художественного поля, для которого принципы инклюзивной культуры, как части сферы «социальной работы», являются гетерономными, то есть в данном случае «чуждыми» или не столь «авторитетными». Анализ структуры производства инклюзивных практик, а также биографический анализ условий становления информантов, демонстрирующих разные эмоциональные переживания, дает основание полагать, что теоретически сформулированное объяснение имеет эмпирическое подтверждение. Так, переживание различных эмоций (в данном случае не/переживание моральных эмоций) по отношению к некоторому событию предположительно способно описывать доминирующую диспозицию индивида и как следствие в целом принадлежность к некоторому сообществу, что в аспекте методологии представляет собой критерий обнаружения разных групп, занимающих разное положение в социальном пространстве.

Описанная выше предположительная связь занимаемой позиции в социальном пространстве и переживания эмоций в современном продолжении традиции П. Бурдье может выражаться в таком концепте как «эмоциональный капитал». Подобно другим «капиталам» эмоциональный капитал также может быть составной частью позиции, занимаемой в социальной структуре. Эмоциональный капитал как концепт в данный момент все еще является не в полной мере определенным. Последующие изучения в рамках исследовательского проекта Данилы Иванова, в качестве одной из потенциальных линий развития, будут направлены на более детальную концептуализацию эмоционального капитала и исследование посредством него моральных эмоций в инклюзивной культуре.

После презентации доклада была открыта дискуссия. В ходе дискуссии были высказаны полезные комментарии, направленные на уточнение фрагментов доклада, а также связанные с обсуждением общей темы, частью которого являлся представленный доклад.

Благодарим всех, кто принял участие в семинаре!

Презентация доклада (PDF, 51 Кб)

Видеозапись трансляции