• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Моральные эмоции и эмоции, связанные с самосознанием: психологический подход

Состоялся очередной семинар НУГ «Моральные эмоции в социальных науках», на котором ведущий научный сотрудник научно-учебной лаборатории когнитивных исследований, доцент департамента психологии и по совместительству участник НУГ Люсин Дмитрий Владимирович выступил со своим докладом о моральных эмоциях в психологии.

Моральные эмоции и эмоции, связанные с самосознанием: психологический подход

Семинар вызывал большой интерес у слушателей, у студентов, специалистов из разных подразделений НИУ ВШЭ. Казалось бы, на данную тему написано множество различных работ, проблема моральных эмоций давно занимает многих специалистов, однако в этом вопросе остается много неясностей. Как сориентироваться в поле исследования моральных эмоций и какие собственно эмоции считать «моральными»? Может ли любая эмоция в ситуации, определяемой как моральная, считаться моральной? Д.В. Люсин предложил теоретический анализ различных подходов в психологии с целью выделить класс моральных эмоций. Основным итогом рассуждений стало, что моральные эмоции, связанные с нарушением и поддержанием моральных норм, пересекаются с другими классами эмоций, основанными на оценке собственного поведения, и эмоциями, связанными с самосознанием. Следует различать собственно моральные эмоции, переживаемые индивидом, и моральную оценку эмоций других людей, где эмоция/и сами по себе не являются моральными. В современной психологии класс моральных эмоций понимается более широко, в частности была проанализирована классификация эмоций Дж. Хайдта (которая, заметим, используется и в современной социологии эмоций). Кроме того, Д.В. Люсин отметил «языковую проблему» в исследованиях эмоций, когда за одними и теми же языковыми обозначениями эмоций стоит разное понимание контекста и опыта их переживания.

Проблема заключается еще и в недостаточной разработанности классификаций эмоций, которые во многом основываются на обыденном языке. Все это может вести к сложностям в концептуализации эмоций, интерпретации и сравнении результатов эмпирических исследований (докладчик, например, отметил нюансы различного понимания гордости в английском и русском языках; трудности понимания различий межу чувством стыда и вины, ревности и зависти). 

Выступление докладчика вызывало много вопросов и комментариев, в которых отмечались основные трудности изучения моральных эмоций в социальных науках. В ходе обсуждения доклада было озвучено много продуктивных идей, которые оказались полезными не только для развития положений, озвученных Д.В. Люсиным, но и для исследования моральных эмоций в междисциплинарном поле в целом.

Благодарим всех за участие в семинаре!

Презентация доклада (PDF, 679 Кб)

Видеозапись трансляции