Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 11, комн. 512
Телефоны:
+7(495) 772-9590 доп. 22717
+7(495) 772-9590 доп. 11345
Факс:
+7(495) 772 9590 доп. 11308
Email: IOrlov@hse.ru
Медушевский А. Н., Орлов И. Б., Поляков Л. В. и др.
М.: ИНИОН РАН, 2024.
Бочарова А. П., Лукин А. В., Сюэ Ж.
Социологические исследования. 2024. № 9. С. 100-113.
В кн.: От имперской к советской и постсоветской государственности: декларируемый разрыв или реальная преемственность?. М.: ИНИОН РАН, 2024. Гл. 4. С. 175-214.
Kardanova E., Ivanova A., Tarasova K. et al.
Computation and Language (cs.CL); Artificial Intelligence (cs.AI). cs.CL. arXiv, 2024
В экспедициях приняли участие студенты 3 курса бакалавриата ОП “Государственное и муниципальное управление”. Поток был разделен на шесть групп в две волны: с 17 по 20 мая часть студентов посетила Палех, Фурманов и Пестяки, а с 23 по 27 мая другая часть поехала в Родники, Южу и Пучеж. Студентов сопровождали Ю.М. Плюснин, Л.Г. Романова, О.А. Моляренко, Е.А. Солоненко, А.А. Позаненко и Г.А. Сталинов.
Экспедиции проводились в рамках практической части занятий по дисциплине “Местное самоуправление”. Цель поездок заключалась в том, чтобы студенты в течение трех дней ознакомились с административно-управленческой практикой органов местного самоуправления малых городов, освоили методы проведения полевых исследований и написали на основе собранного материала исследовательскую работу по дисциплине.
Экспедиция в Родники стала для меня действительно маленьким путешествием: за все проведенное время я не только открыла для себя новый регион и сблизилась со своими сокурсниками, но и получила конкретное понимание того, как устроено местное самоуправление в малых городах.
(c) Мария Котова, Родники
Работа в администрациях
Знакомство с населенными пунктами, как правило, начиналось с посещения администрации. Главы муниципальных образований и их заместители коротко рассказывали об особенностях своих районов и описывали местные проблемы (социальные, экономические и управленческие), а студенты задавали вопросы. Затем у всех была возможность выбрать одно из подразделений администрации и отдельно пообщаться с его руководителями и специалистами по интересующей теме, которую студент выбирал заранее. Эта тема, например, могла касаться экономики, управления, самодеятельности жителей, промыслов, здравоохранения, культуры, образования, ЖКХ, строительства и иных сфер жизни района.
Так, студенты разобрались в структуре местного самоуправления (изучили взаимодействие представительных и исполнительных органов власти, определили отличия районного и поселенческого уровней управления) и набрали материал по исследовательской теме.
Мне казалось, что администрация – это серьезные люди, которые очень заняты своими делами, но они не только гостеприимно пригласили нас и душевно с нами поговорили, но и предоставили свое здание для проведения там семинаров.
(с) Ксения Касаткина, Южа
Сотрудники администрации были очень активны и заинтересованы в общении с нами, открыто описывали местные проблемы, делились всей информацией. От федеральной власти я слышал нелестные отзывы о муниципальных чиновниках, однако я увидел, что это компетентные, квалифицированные специалисты, которые знают основные тренды и активно участвуют в федеральных программах.
(с) Александр Полищук, Палех
В администрации встретили очень дружелюбно, поделились всеми необходимыми данными для исследования, покормили. Глава показал нам презентацию о том, как изменился город. Особенно запомнилась история про изменение его названия. Одно из прошлых названий было “Середа”, и для города был придуман слоган, что-то вроде “Фурманов – среда для жизни, молодежи, спорта и многого другого”. Хороший ход, чтобы привлечь в город людей и создать определенный имидж.
(с) Эвелина Троицкая, Фурманов
Городские наблюдения и беседы
Получив первичную информацию по своей теме от муниципальных служащих, большую часть времени студенты ходили по городу и знакомились с местным обществом: брали интервью у местных жителей, посещали государственные и муниципальные учреждения, а также коммерческие и религиозные организации. В зависимости, однако, от исследовательской темы студенты могли выбрать и другие стратегии. Например, кто-то больше времени посвящал районной администрации, а кто-то ездил в близлежащие сёла и общался с главами сельских поселений, председателями сельскохозяйственных кооперативов.
У прохожих совсем не получалось взять интервью по моей теме – отходничеству, все относились настороженно. Но благодаря контактам, которые мне все же давали люди, по связям и знакомым я смогла набрать материал.
(с) Лолита Альметева, Южа
Пестяковцы очень спокойные, размеренные. И поселок размеренный, и люди. По сравнению с жителями больших городов, у них будто другое представление об идеальном образе жизни.
(с) Юлия Стецюк, Пестяки
Многие работающие в Палехе специалисты на постоянной основе живут в соседних городах – Иванове, Шуе и других. К примеру, медицинские специалисты из ЦРБ и частной клиники приезжают в город в дни приема. Некоторым бюджетникам администрация предоставляет служебное жилье – они живут здесь 5 рабочих дней, а на выходные возвращаются к семье, а кто-то каждый день ездит сюда прямо из дома.
(с) Мария Таратина, Палех
Жителями отмечались и проблемы, но их настрой заставлял верить в лучшее и называть это не проблемами, а зонами роста. Радует инициативность граждан, готовность выдвигать проекты, курировать их, предлагать собственные решения, и это получает поддержку со стороны администрации.
(с) Алла Федорова, Родники
Кроме непосредственного взаимодействия с местным обществом студенты собирали эмпирический материал в формате наблюдений. Они подмечали особенности инфраструктуры, территориальной организации населенных пунктов, планировки улиц и застройки. Для того, чтобы лучше изучить город, некоторые посещали музеи, выставки и принимали участие в местных мероприятиях – от “Ночи музеев” и последнего звонка в школе до благоустройства кладбищ и церковной службы.
На встрече глава рассказал, что сейчас в Пестяках проходит газификация. И действительно, когда я ходила на окраину по своей тематике (личные подсобные хозяйства), там везде были трубы, и рабочие их устанавливали. В общем, газификация идет полным ходом, жители ждут газа и верят в газ.
(с) Алисия Астафьева, Пестяки
Факт, который меня поразил, это то, что основной вид транспорта в Юже – это велосипед. Так приятно наблюдать за пенсионерами, которые, улыбаясь, с утра едут на велосипеде в магазин. Несмотря на возраст! Например, мы общались с бабушкой и дедушкой, которым за 85 лет, и они очень бодрые, активные велосипедисты. Прямо гордость берет!
(с) Виталия Глазунова, Южа
В Пучеже очень творческое население. Несмотря на небольшую площадь и населенность города, в нем присутствует Дом Культуры, Детская школа искусств, Центр детского творчества, которые не пустуют, а активно посещаются местными жителями.
(с) Анна Блинчикова. Пучеж
По вечерам студенты под руководством преподавателей обсуждали собранные за день материалы и вели полевые дневники, а по возвращении из экспедиции писали исследовательские работы с использованием полученных данных.
Благодарим районные администрации Ивановской области за готовность принять студентов и объяснить им особенности местного самоуправления, а также Центр исследований проблематики малых городов и Департамент внутренней политики Ивановской области за содействие в организации экспедиций!
Мне понравилась сама идея поездки – посмотреть, как устроена жизнь вдали от Москвы. Уверена, что многие из нас до экспедиции не изучали так плотно малые города, а ведь именно там Россия открывается заново.
(с) Ксения Касаткина, Южа
Автор репортажа: Анастасия Нехина