Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта НИУ ВШЭ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь, наши правила обработки персональных данных – здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом НИУ ВШЭ и согласны с нашими правилами обработки персональных данных. Вы можете отключить файлы cookies в настройках Вашего браузера.
Адрес: 101000, г. Москва, ул. Мясницкая, д. 11, комн. 512
Телефоны:
+7(495) 772-9590 доп. 22717
+7(495) 772-9590 доп. 11345
Факс:
+7(495) 772 9590 доп. 11308
Email: IOrlov@hse.ru
Медушевский А. Н., Поляков Л. В., Орлов И. Б. и др.
М.: ИНИОН РАН, 2024.
Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2024. № 4. С. 919-933.
В кн.: От имперской к советской и постсоветской государственности: декларируемый разрыв или реальная преемственность?. М.: ИНИОН РАН, 2024. Гл. 4. С. 175-214.
Kardanova E., Ivanova A., Tarasova K. et al.
Computation and Language (cs.CL); Artificial Intelligence (cs.AI). cs.CL. arXiv, 2024
Пандемия коронавируса выявила удивительную для многих вещь: государство и граждане в России были вынуждены перейти на дистанционный формат общения, и в некоторых случаях это оказалось эффективно. Правительство запустило антикризисный пакет помощи населению и бизнесу через цифровые каналы — оформление больничных, получение социальных выплат и пособий на детей, предоставление информации для получения «кредитных каникул» — все это, а также масса других уже привычных сервисов портала «Госуслуги» были доступны со смартфона.
Конечно, пока речь не идет о сворачивании успешной программы МФЦ, но, например, чат-боты, заменяющие госслужащих в коммуникациях с гражданами при получении госуслуг, уже алгоритмизируют 80-90% типовых вопросов и проблем.
«Передний край» отношений государства и общества отвечает требованиям цифровой эпохи, но федеральные органы исполнительной власти — министерства, агентства и службы — нуждаются в серьезной оптимизации и цифровой трансформации для того, чтобы значительно повысить качество и эффективность государственного управления и принимаемых решений.
Надо сказать, что в России весьма распространен миф о чрезмерно большом количестве чиновников и о том, что наш государственный аппарат сильно раздут. Но это не так. На тысячу экономически активного населения у нас приходится около 16 гражданских служащих, в США в разных штатах — 8-12, а, например, в Португалии — 35. Да, по количеству госслужащих по отношению к населению мы, может, и уступаем американцам, но значительно превосходим большинство стран Восточной Европы. Однако резервы для оптимизации численности госслужащих, постановление о которой в ноябре подписал премьер-министр Михаил Мишустин, все же имеются.
Высшая школа экономики провела исследование того, как работают гражданские служащие в центральных аппаратах 52 федеральных органов исполнительной власти. Выяснилось, что в среднем примерно треть гражданских служащих занята рутинными функциями, связанными с обеспечением функционирования государственного органа. А на профильные функции численности хватает не во всех ведомствах. В федеральных органах исполнительной власти в настоящий момент мало возможностей для комплексной проработки и глубокой экспертизы решений из-за перегруженности текучкой и недостаточности квалифицированных кадров.
При этом где-то наблюдается избыток сотрудников на низших должностях, которые занимаются той самой рутиной, а где-то, наоборот, слишком много руководителей. Многие департаменты аппарата правительства в настоящий момент курируют по нескольку разных видов экономической деятельности и отраслей (например, промышленность, энергетика и транспорт), которые требуют системного видения, превосходящего компетенции федеральных министерств, агентств и служб. По сути, несколько десятков человек в аппарате правительства отвечают за выпуск нормативной базы для трех отдельных отраслей, которые регулируют 3 федеральных министерства с общей численностью 1850 человек.
Это дает большие возможности для оптимизации численности (по оценкам ВШЭ, «относительно безболезненно» можно сократить 6800 от предельной численности гражданских служащих с учетом сокращения вакансий). Но сокращение не должно быть механическим, оптимизация должна быть умной, позволяющей перераспределить численность с непрофильных и обеспечивающих видов деятельности на направления, необходимые для выполнения содержательных и профильных задач. По ряду профессиональных и функциональных направлений деятельности наблюдается устойчивый дефицит кадров.
Разомкнуть замкнутый круг неэффективности поможет смещение ключевых приоритетов в работе госаппарата с преимущественно вертикального распределения функций и полномочий на сокращение уровней должностной иерархии, повышение гибкости организационной структуры и внедрение более современной управленческой культуры. Это обеспечит более полную реализацию творческого потенциала гражданских служащих и повысит привлекательность сферы госуправления для талантливой молодежи.
Рутинные функции нужно автоматизировать, а высвободившиеся ресурсы направить, в частности, на привлечение аналитиков, умеющих работать с Big Data. Необходимо создать практически отсутствующий в данный момент в государственном секторе сегмент квалифицированных пользователей систем, анализирующих и оперирующих большими массивами данных.
Для обеспечения конкурентоспособности государству жизненно необходимо повысить эффективность принимаемых решений, сместить приоритеты на стратегическое планирование и проактивное управление, сформировать механизмы комплексной оценки результатов для корректировки направлений государственного регулирования и бюджетных расходов, перейти на принципы доказательной политики, включая инструменты расчета альтернативных управленческих решений и постановки четких измеримых целей.
Мозговой центр в виде аппарата правительства, работающий с большими данными, должен позволить государству видеть существующие и наиболее вероятные в будущем тенденции и процессы; обеспечивать системный и объективный взгляд на самые трудные проблемы и непростые, а иногда и болезненные решения при отстаивании общегосударственных интересов. Для определения этих проблем и принятия качественных управленческих решений у государства должен появиться постоянный механизм отслеживания соответствия численности госслужащих их функциям и полномочиям. «Эффективное государство» должно отвечать современным вызовам и технологиям.
Для получения мощного синергетического эффекта государству необходимо сочетание технологий цифровой трансформации госуправления и соответствующей оптимизации численности государственных служащих. Если не синхронизировать эти процессы, то результаты «только цифровизации» и «только оптимизации» будут на порядок меньше.
Источник: Forbes