• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Классические выводы о роли стилей жизни нельзя механически переносить на современное общество» – репортаж с семинара проектной группы факультета социальных наук

«Классические выводы о роли стилей жизни нельзя механически переносить на современное общество» – репортаж с семинара проектной группы факультета социальных наук

Freepik

На текстологическом семинаре проектной группы факультета социальных наук «Туризм в пространстве стилей жизни» в центре внимания были концепция стилей жизни французского социолога Пьера Бурдье и ее критика со стороны американского социолога Дугласа Хольта.

Концепция стилей жизни Пьера Бурдье позволяет интерпретировать досуговые практики в контексте различных стилей жизни. По мнению классика, вкусы существуют преимущественно как часть габитуса. Они служат мощным ресурсом для социального воспроизводства, структурирования социальной реальности.

Аспирант Аспирантской школы по социологическим наукам Елена Швецова предложила рассмотреть теорию Пьера Бурдье с критической точки зрения, оттолкнувшись от аргументов американского социолога Дугласа Хольта.

Во-первых, речь идет об избыточном редукционизме. Теория Пьера Бурдье упрощает культурные предпочтения, сводя их к одной иерархии, где культурный капитал оценивается по универсальной шкале, что не учитывает разнообразие и особенности.

Во-вторых, игнорируется снижение влиятельности культурного капитала. С переходом к постмодернизму, где массовая культура и высокая культура переплетаются, культурный капитал теряет свою способность поддерживать классовые различия. Постоянное смешение культурных форм затрудняет определение социального статуса на основе потребления, как это подразумевает теория Пьера Бурдье.

Участники семинара, несмотря на относительное согласие с ключевыми аргументами, пришли к общему выводу, что они не нивелируют значимость классического подхода для понимания социальной реальности. В то же время закономерности, присущие французскому обществу второй половины XX века, нельзя механически переносить на современность.