При изучении туризма важно не забывать о валидности и надежности инструментария – репортаж с семинара рабочей группы факультета социальных наук
На заключительном семинаре рабочей группы факультета социальных наук «Туристический рынок в меняющейся социальной реальности: направления развития, участники, методы изучения» в 2023-2024 учебном году речь шла о том, как грамотно проводить исследования туристических трендов.
Прежде чем обсуждать результаты исследовательских проектов, важно убедиться в корректности методологии их проведения. Аспирант Аспирантской школы по социологическим наукам Сергей Куликов обратил внимание участников семинара на аспекты, связанные с валидностью и надежностью инструментария. В первом случае речь идет о том, что используемая методика позволяет измерить именно нужные исследователю параметры. Надежность – это воспроизводимость результатов анализа.
Дав основные определения, Сергей Куликов перешел к рассмотрению более сложных аспектов, в том числе часто встречающихся «подводных камней». Для обеспечения надежности инструментария необходимо обращать внимание на повторяемость результатов и на согласованность всех элементов анализа (убедиться в том, что они измеряют одно и то же). При оценке валидности важно рассматривать и внутреннюю, и внешнюю валидность. В первом случае имеется в виду то, что зависимая переменная объясняется именно используемыми в анализе независимыми переменными. Внешняя валидность позволяет задать границы экстраполяции полученных результатов на другие объекты, периоды и пр.
В заключение Сергей Куликов отметил, что, хотя риторика о надежности и валидности присуща, прежде всего, количественным исследованиям, забывать о них не стоит и при использовании качественной методологии. Оба этих аспекта задают стандарты научного анализа.
Максим Маркин,
старший преподаватель департамента социологии,
руководитель рабочей группы
«Туристический рынок в меняющейся социальной реальности»