Транссиб и переселенцы в панораме Дедлова
21 июня состоялся доклад аналитика проектно-учебной лаборатории муниципального управления НИУ ВШЭ Георгия Сталинова на тему «Переселенцы и Транссиб в панораме Дедлова». Доклад был сделан в рамках РГ "Подготовка чиновников по особым поручениям" на материалах книги В. Л. Кигн-Дедлова «Панорама Сибири».
"Панорама Сибири" - один из ярких примеров исследований чиновников по особым поручениям, которые были преобразованы в литературные произведения. Книга основана на полевом исследовании переселенческой жизни в Сибири и на Дальнем Востоке, которое Дедлов провел в трех летних командировках с 1896 по 1898 год. Поездами, пароходами и тарантасами он объехал основные транспортные пути Сибири, посетил лежавшие в их окрестностях города и села. Повсеместно он осматривал хозяйство и проводил беседы с крестьянами.
По меркам Европейской России ему пришлось жить в довольно трудных условиях. Например, в земских квартирах не было кроватей, предполагалось, что путешественник привезет кровать с собой. Так как у Дедлова раскладной кровати не было, он часто спал на полу. Кроме того, недели и месяцы проводил в тряске в тарантасе.
На тот момент в Сибири сформировалась яркая палитра этноконфессиональных групп переселенцев. Переселялись во многом из-за малоземелья, но также переселялись и с Севера. Некоторых выселяли общества (локальные общины), организованные вокруг сельских церквей. Некоторых ссылали суды за доказанные преступления. На тот момент Сибирь была территорией как предприимчивых и пассионарных хозяйственников, так и бандитов, бродяг. Вне контроля государства и его правоохранительных органов процветала преступность, но в то же время развивались хозяйство, самоорганизация и взаимовыручка. Например, сам Дедлов многие маршруты проехал бесплатно, так как его везли "из любезности".
Несмотря на красочные описания, произведение омрачено тем, что Дедлов был склонен ранжировать "культурность", умственные способности и хозяйственность переселенцев по этническому происхождению. Несмотря на то, что сам он был этническим немцем (урожденный Кигн), он всячески превозносил великороссов и опускал всех других: эстов, латышей, немцев, бурятов, вогулов, остяков и т.д. Однако, и здесь есть чему поучиться. У многих полевых исследователей в силу стереотипов и клише рождаются подобные типологии и иерархии – необходимо себя останавливать и возвращаться к объективному взгляду на исследуемые группы.