• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Сетевой анализ помогает найти инсайты в туристической сфере – репортаж с семинара рабочей группы факультета социальных наук

На очередном семинаре рабочей группы факультета социальных наук «Туристический рынок в меняющейся социальной реальности: направления развития, участники, методы изучения» территориальное развитие речь шла о применении сетевого анализа в исследованиях туризма.

Аспирант Аспирантской школы по социологическим наукам Сергей Куликов начал свое выступление с определения сетевого анализа как метода и с истории его происхождения. Сетевой анализ – это метод исследования, с помощью которого можно визуализировать и раскрывать связи между людьми в сообществе, персонажами в художественном произведении, животными в стае и вообще любыми объектами. Сетевой анализ основан на теории графов, то есть на модели любых объектов, имеющих связи друг с другом. Сергей Куликов не смог обойти своим вниманием знаменитую «задачу о кенигсбергских мостах» – старинную математическую задачу, решение которой основано на теории графов, а точнее на четности степеней у вершин графа.

Для понимания методологии сетевого анализа важно раскрыть несколько связанных терминов. Например, степенной закон, то есть такая функциональная зависимость между двумя величинами, при которой относительное изменение одной величины приводит к пропорциональному относительному изменению другой величины, и эти изменения постоянны. Кроме того, в рамках сетевого анализа есть несколько базовых степеней: степень близости, степень посредничества и степень влиятельности. Степень близости – это доступность точки, то есть насколько легко попасть из данной вершины в другие узлы сети. Степень посредничества подразумевает силу связи между точками или то, сколько информации проходит через данный узел и насколько он является связующим. Степень влиятельности – это важность узла, то есть насколько значимыми являются узлы, с которыми связан данный угол.

Далее Сергей Куликов сосредоточился на обсуждении методов сетевого анализа на примере исследований туризма. Существуют работы о пространственной сетевой структуре туристической экономики и разработке научных политик для способствования пространственной интеграции. Пространственная сетевая структура имеет сложную систему, включающую экономическую деятельность, средства коммуникации и географические элементы. В качестве методологии таких исследований может использоваться модель экономической гравитации, основанная на законе всемирного тяготения Ньютона, и заключающая в себе несколько принципов: привлекательность мест, расстояние между ними, экономическая связь между регионами, временнóе расстояние. В исследованиях туризма модель экономический гравитации применяют для формулировки следующего предположения: поток туристов между двумя местами зависит от «массы» (или привлекательности) этих мест и обратно пропорционален «расстоянию» (или стоимости) перемещения между ними. Разные меры центральности непрерывно обновляются, то есть возникают новые способы измерения центральности, чтобы иначе считать значимость вершин. Сетевой анализ можно применять для разных целей, например, смотреть на туристические маршруты, сколько раз какие туристические точки упоминаются и как они связаны.

В завершение семинара его участники отметили, что сетевой анализ – это скорее описательный анализ, где важную роль играет визуализация. Сборка графа или сети представляет собой творческий процесс, который в итоге дает исследователю почву для поиска инсайтов, в том числе при изучении туристической сферы.

 

Ульяна Бутурлина,

студентка образовательной программы «Социология»,

практикант рабочей группы
«Туристический рынок в меняющейся социальной реальности»