• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Максим Гурин и Екатерина Долгова 19 апреля выступили в Шанинке на XXII Международной конференции молодых ученых «Векторы».

Екатерина и Максим, участники проектной группы «(Вос)производство инклюзивного жизненного пространства: стратегии и практики интеграции людей с ментальной инвалидностью в локальное сообщество», представили доклад «Люди с ментальной инвалидностью в городской среде: уроки для общества и участников сопровождаемого проживания»на секции «Образовательная урбанистика: исследования и практики» на XXII Международной конференции молодых ученых «Векторы».

Максим Гурин и Екатерина Долгова 19 апреля выступили в Шанинке на XXII Международной конференции молодых ученых «Векторы».

Выступление было нацелено на то, чтобы продемонстрировать, с одной стороны, как город может учиться быть более инклюзивным для того, чтобы люди с ментальной инвалидностью были максимально полно включены в его жизнь. С другой, как в рамках программ учебного сопровождаемого проживания для подростков и молодых взрослых с ментальной инвалидностью может происходит обучение самостоятельности во взаимодействии с городом при выполнении повседневных задач.

Городское пространство является площадкой для неформальных образовательных практик, в том числе для обучения самостоятельности людей с ментальной инвалидностью. Программы учебного сопровождаемого проживания людей с ментальной инвалидностью нацелены на нормализацию жизни людей с инвалидностью и интеграцию их в жизнь социума. Такие программы в том числе направлены на развитие навыков самостоятельности через проживание бытовых ситуаций, в том числе нацеленных на взаимодействие с городской средой, например, поход в магазин или взаимодействие с соседями. В то же время важна реализация обучения и самообучения нейротипичных людей практикам взаимодействия с людьми с инвалидностью, проживающими по соседству. Такое взаимно направленное обучение способствует созданию более инклюзивного и дружелюбного городского пространства.

В связи с этим, одной из ключевых тем доклада являлась концепция сопровождаемого проживания людей с ментальной инвалидностью и взаимодействие участников таких программ с городской материальной средой и представителями локального сообщества. Особое внимание было уделено возможностям исследования того, как люди с ментальной инвалидностью, участвующие в программе сопровождающего проживания, взаимодействуют с соседями и волонтерами (а они с ними), а также как используют пространство района вокруг дома, где они проживают, и посещают «третьи места». К таким местам относятся, например, фитнес, боулинг, кафе, бар или церковь и другие пространства, в которых возможно увидеть других людей и возможно пообщаться с ними. Также, согласно исследованиям, люди с ментальной инвалидностью могут посещать разнообразные общественные места района (так называемые community places), однако они не всегда приспособлены для людей с инвалидностью как физически, так и с точки зрения иных внешних условий: высокого уровня шума на различных местных мероприятиях, наличия факторов, которые снижают ощущение безопасности, что вместе может стать барьером для посещения третьих мест.

Во второй части доклада были представлены результаты интервью с волонтёрами одной из московских программ учебного сопровождаемого проживания о восприятии их занятости и ее особенностях. В такой программе подростки и молодые люди с ментальными особенностями обучаются взаимодействовать с городом через бытовые повседневные ситуации, например такие как поход в магазин “у дома”.

В ходе дискуссии участниками секции был высоко оценен образовательный потенциал городской среды для участников программ сопровождаемого проживания. Слушатели и докладчики обсудили успешные кейсы, интеграции людей с ментальной инвалидностью в городское пространство и важность сонаправленности процессов выстраивания инклюзивного жизненного пространства для людей с ментальной инвалидностью на макро- и микроуровнях.